Обзор рынка французских устриц
Поскольку сезон вылова устриц 2007-2008 гг во Франции закончился, производители сообщают об удовлетворительных результатах при хороших продажах в течение пикового периода продаж в декабре 2007 года. Усилия отрасли по увеличению стоимости продукции путем сегментации рынка и сертификации, похоже, принесли свои плоды, и в рознице стали появляться сертифицированные продукты. Что касается экспорта, увеличившиеся объемы и цены подтвердили хорошие результаты текущего сезона. Об этом сообщает Глоубфиш.
При годовом душевом потреблении более 125.000 тонн, Франция является крупнейшим рынком устриц в Европе. Несмотря на рекламные акции, нацеленные на расширение продаж на весь год, спрос остался сезонным. Годовые продажи, как в рознице, так и в кейтеринге, сконцентрировались в период с декабря по январь, и, в частности, в течение Рождества и Нового Года.
Текущий сезон 2007-2008 гг закончился и первоначальные данные говорят о достаточно хорошем уровне спроса при высоких продажах в Рождество и немного разочаровывающих результатах в Новый Год. По данным ассоциации Comité National de la Conchyliculture (CNC), тенденции в розничном секторе были неоднозначными в течение праздничного периода. Продажи популярной средней навески (порядка 80 грамм) в рознице снизились на 3-5% относительно предыдущего сезона, однако спрос на более дорогие устрицы, включая продукцию с высоким содержанием мяса “speciales” и традиционных устриц (O. edulis), выросли.
В последние годы французская отрасль активно занималась добавлением стоимости к своей продукции, используя ряд маркетинговых акций, включая сегментацию рыка и сертификацию. Теперь устрицы продаются по регионам происхождения, почти также, как и вино. Инициативы сертификации включали присвоения бренда “Label Rouge” некоторым производителям устриц в регионе Marennes на юго-западе Франции.
Премиальность этого бренда можно легко увидеть, сравнив цены второй половины сезона. Упаковка с 24 устрицами Label Rouge навески №3 ‘Fine de Claires Vertes’ продавалась в гипермаркетах Парижа по 15 евро. Упаковка с 36 устрицами той же навески из того же региона продавалась в конкурирующей розничной сети по 13,90 евро.
Импорт
Жесткие рамки планирования ограничили развитие местной отрасли по производству устриц. В результате, часть французских производителей и продавцов начали искать источники поставок некоторых навесок за пределами Франции. Годовой импорт составил порядка 3.500-4.000 тонн, причем главным поставщиком стала Ирландия с долей в 60% от всего объема импорта. Необходимость в импорте выросла. Поставки из-за границы в 2006 году выросли на 18%, а в 2007 году на 16%. Ирландия подтвердила свою лидирующую позицию в течение 2007 года с ростом поставок на 16%.
Экспорт
Несмотря на то, что экспорт имеет второстепенное значение для французских производителей, он по-прежнему является значительным источником доходов для многих представителей отрасли. Тенденция экспорта в последние годы была положительной, объемы в течение 2007 года выросли на 19% после 10% роста в 2006 году.
Общий объем экспорта в 2007 году достиг 9.500 тонн на сумму 39 млн. долл. Италия стала крупнейшим рынком для французских экспортеров с объемом в 5.000 тонн. В Италии пользуются спросом крупные навески устриц – тенденция, дополняющая местный французский спрос на средние навески. Итальянский рынок устриц в течение 2006-2007 гг был относительно стабильным с объемом в 7.400 тонн.
Несмотря на неизменившиеся объемы, итальянская доля в общем французском экспорте сократилась с 65% в 2006 году до 53% в 2007 году. Снижение произошло вследствие более чем двукратного роста экспорта в Испанию, Нидерланды и Россию, а также стабильного роста продаж в Бельгию. Увеличение экспорта в Бельгию подтвердило ее позицию второго по величине рынка французских устриц с долей в 10%. Резкий рост поставок в Испанию сделал эту страну третьим по счету рынком, оставив позади Германию, чей импорт вырос на 13%.
Французский экспорт устриц в 2006-2007 гг | ||||||
| Тонн | Тысяч евро | ||||
| 2006 | 2007 | % | 2006 | 2007 | % |
Италия | 5230 | 5100 | -2 | 16030 | 17600 | 10 |
Бельгия | 810 | 1030 | 27 | 3500 | 4510 | 29 |
Испания | 310 | 660 | 113 | 1460 | 2590 | 77 |
Германия | 560 | 630 | 13 | 2270 | 2770 | 22 |
Нидерланды | 90 | 370 | 311 | 420 | 1630 | 288 |
Россия | 170 | 340 | 100 | 930 | 2230 | 140 |
Другие | 850 | 1410 | 66 | 4400 | 7370 | 68 |
Итого | 8020 | 9540 | 19 | 29010 | 38700 | 33 |
Тенденции цен на французскую продукцию в 2007 году указывают на увеличение доходов, вдобавок к возросшему объему. Средние цены выросли на 12% до 4,06 евро/кг вслед за 6% ростом в 2006 году. Среди крупнейших рынков французских устриц, самая высокая цена была отмечена в России, 6,56 евро/кг.
2008 год
Слабый внутренний спрос во Франции в начале сезона привел к переходящему запасу во второй половине сезона. Вследствие хороших показателей роста устриц, в остатках увеличился процент крупных навесок устриц высокого качества. Производители надеялись сбыть остатки в течение рекламных акций, организованных в течение Дня Св.Валентина и в Пасху, но пока информации о реализации этих планов не поступало. Что касается экспорта, тенденции в течение первого квартала были относительно стабильными и объемы практически не изменились относительно 1.100 тонн, экспортированных в январе-фервале 2007 года.