Обзор рынка пангасиуса
Такие прогнозы вполне реалистичны, поскольку новые рынки, такие как Россия, Средний Восток и некоторые азиатские страны продемонстрировали растущий спрос на пангасиуса из Вьетнама. Россия пока остается крупнейшим импортером пангасиуса с долей в 20% от всего экспорта. В течение десяти месяцев 2008 года рост объема российского импорта вьетнамского пангасиуса составил 191%. Украина стала вторым по величине импортером с долей в 13%. Украинский импорт пангасиуса вырос еще значительнее, чем российский - с 20.000 тонн в январе-октябре 2007 года до 70.000 тонн в январе-октябре 2008 года.
ЕС является главным объединенным рынком вьетнамского пангасиуса с долей примерно в 1/3 как по объему, так и по стоимости. Крупнейшим рынком внутри ЕС является Испания с ростом импорта в 8%. Спрос на пангасиуса обычно растет каждый год начиная с конца сентября.
Экспорт пангасиуса из Вьетнама в тоннах | ||
| Январь-октябрь 2007 | Январь-октябрь 2008 |
ЕС | 144182 | 189744 |
Россия | 36043 | 104994 |
Украина | 19802 | 69761 |
Страны АСЕАН | 27959 | 28882 |
Китай и Гонконг | 15347 | 15408 |
США | 18036 | 20092 |
Мексика | 11033 | 20058 |
Египет | 4377 | 20482 |
ИТОГО | 315226 | 550070 |
Несмотря на такой невероятный темп роста, существуют некоторые проблемы. С одной стороны, вьетнамская отрасль испытывает дефицит площадей для хранения. В настоящее время вьетнамские трейдеры продают по любым ценам, не дожидаясь их повышения. Для увеличения объема холодильников примерно до выросших потребностей необходимы большие средства, что выглядит трудновыполнимой задачей в текущих тяжелых условиях. Вдобавок к модернизации инфраструктуры, фермерские компании инвестировали в расширение своих фермерских угодий. Они подписали контракты с местными фермерами на поставки кормов и разведение рыбы в обмен на гарантии поставок сырья на свои заводы.
Снижение цен происходит за счет качества. Значительная ценовая конкуренция привела к увеличению использования глазировки и добавок. Это приводит к снижению качества и длительному недовольству потребителей. Как и с другими важными рыбными продуктами, импортеры начинают контролировать качество и устанавливать долгосрочные взаимоотношения с надежными компаниями во Вьетнаме. Поэтому в текущем году в отрасли произойдет реорганизация.
Импорт пангасиуса в Германию в течение первых шести месяцев 2008 года вырос на 90% относительно 2007 года. Германские компании все шире начинают использовать эту рыбу в производстве, включая органические продукты и высококачественную копченую продукцию. В октябре 2008 года один потребительский журнал опубликовал статью о некоторых проблемах с пангасиусом в германских супермаркетах. Еще не известно, как это исследование отразится на потреблении пангасиуса в Германии.
Американский рынок канального сомика также активно растет. В течение первых девяти месяцев 2008 года было импортировано 37.000 тонн, что на 25% больше, чем в тот же период предыдущего года. На Вьетнам пришлось примерно половина от этого объема, в то время как Китай значительно увеличил долю на рынке после введения жесткого контроля в прошлом году. В настоящее время на Китай приходится порядка 27% от всего американского импорта канального сомика.
Производители вьетнамского пангасиуса для того, чтобы остаться на европейских рынках должны улучшить качество своей продукции и практику ведения бизнеса. В целом 2009 год будет важным периодом перехода отрасли от этапа интенсивного развития к этапу зрелости отрасли. Временные проблемы с качеством, как это было в Германии, приведут к апатии потребителя. Одна низкая цена не сможет удержать потребителя на европейском рынке.