Обзор рынка сурими
Потребление сурими в ЕС в 2006 году достигло 132.200 тонн. В ЕС качество продуктов из сурими растет и наблюдается постепенный переход с низкокачественных замороженных продуктов к охлажденному сурими. Основными импортерами сырья сурими являются Франция, Литва и Испания. В то же время, основными рынками конечной продукции являются Испания, Франция, Италия и Великобритания. Продукция из сурими продается в виде крабовых палочек, имитации хвостов омаров, клешней, крабового мяса, в виде рыбных паштетов и сосисок, рыбных котлет, панированных с сырьем, тунцом, лососем и тд. В 2006 году крупнейшим потребителем сурими стала Франция с объемом в 52.200 тонн, далее идет Испания с 40.000 тонн и Италия с 11.000 тонн. Об этом сообщает Глоубфиш.
Французский импорт сырья сурими вырос с 11.800 тонн в 1999 году до 14.950 тонн в 2006 году, достигнув пика в 18.500 тонн в 2005 году. В январе-сентябре 2007 года французский импорт оказался на 15% ниже уровня того же периода 2006 года. В настоящее время во Франции работает шесть компаний, перерабатывающих сурими из местного и иностранного сырья, которое закупается в США и Чили. В 2006 году на продукцию из сурими пришлось 8% от всего объема выпуска рыбы и морепродуктов во Франции. В этой стране продукты из сурими продаются в основном в охлажденном виде, а наиболее популярная форма – это крабовые палочки. Однако, также популярными становятся продукты с более высокой добавленной стоимостью, такие как палочки или кусочки с сыром или специями, или роллы с лососем, тунцом и др. Возросшее наличие новых продуктов является частью стратегии по сохранению конкурентоспособности местных производителей перед наступающими конкурентами из Азии.
Литва является вторым по величине крупнейшим рынком сырья сурими в Европе. Импорт в Литву вырос с 2.000 тонн в 1999 году до 9.300 тонн в 2006 году, достигнув пика в 13.200 тонн в 2005 году. В январе-сентябре 2007 года литовский импорт сурими достиг 9.100 тонн, что на 30% больше, чем в тот же период предыдущего года. Литва импортирует сырье в основном из США, Франции и Чили. Местная группа компаний, Вичюнай, имеет пять перерабатывающих заводов (три из них в Литве, один в Эстонии и один в России), производящих охлажденные и замороженные продукты.
Испанский импорт сырья сурими вырос с 2.400 тонн в 1999 году до 11.000 тонн в 2006 году. В январе-сентябре 2007 года импорт снизился на 4% относительно того же периода 2006 года. Испанские компании являются лидерами по внедрению инноваций в свою продукцию, основываясь на традиционных испанских блюдах, поскольку в чистом виде эти блюда в настоящее время слишком дороги. Эти блюда включают в себя «Кантабрийских угрей» (“gulas”) и имитацию анчоусов (“chovas”). В то же время, вследствие сокращения квот на минтая, одна испанская компания разработала и запатентовала производство сурими из гигантского кальмара (Dosidicus gigas).
Импорт сырья сурими в ЕС (коды 03049005 и 03049910) | ||||||||||
Страна | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Янв-сент 2006 | Янв-сент 2007 |
Франция | 11776 | 8986,7 | 11147 | 14824 | 15029 | 18205 | 18503 | 14950 | 14494 | 12341 |
Литва | 2018,4 | 3356,4 | 6489,8 | 7718,1 | 10552 | 7108,3 | 13242 | 9291 | 7012 | 9113,5 |
Испания | 2404 | 3000,7 | 4810,1 | 6776,7 | 8709,9 | 9216,1 | 8061 | 11034 | 10408 | 9954 |
Нидерланды | 278 | 183,8 | 37,6 | 43,5 | 345,3 | 3602,3 | 5583 | 3059 | 2914 | 3031,7 |
Италия | 1513,4 | 1202,5 | 1272 | 1463,6 | 1520,1 | 1391,2 | 1467 | 1572 | 1251 | 714,2 |
Чехия | 551,2 | 581 | 380,3 | 627,1 | 629,4 | 2544,4 | 1275 | 1409 | 994 | 726,1 |
Германия | 78,4 | 101,6 | 106,7 | 143,3 | 243,2 | 338,4 | 719 | 1249 | 957 | 831,6 |
Дания | 377,7 | 429,6 | 1515,8 | 1799,5 | 1979 | 1150,6 | 712 | 668 | 439 | 284,7 |
Другие | 1548,9 | 1077,2 | 1678,7 | 2736,3 | 4377,9 | 3449,7 | 1681 | 1659 | 1130 | 5,4 |
ИТОГО | 20546 | 18920 | 27438 | 36132 | 43386 | 47006 | 51243 | 44892 | 39598 | 37002 |
Испания является главным импортером продуктов из сурими в ЕС. Эта продукция в большей степени азиатского происхождения, даже притом, что импорт из Литвы растет. Испанский импорт с 1999 по 2002 гг сократился, и с 2002 по 2006 гг стабилизировался в районе 16.600 тонн в год. В январе-сентябре 2007 года испанский импорт оказался относительно стабильным по сравнению с тем же периодом 2006 года.
Несмотря на наличие развитой перерабатывающей отрасли, французский импорт продуктов из сурими (в основном из Азии) вырос с 5.100 тонн в 1999 году до 12.300 тонн в 2006 году, что эквивалентно годовому росту в 13%. В январе-сентябре 2007 года импорт продукции из сурими достиг 9.600 тонн, что приблизительно равно уровню января-сентября 2006 года.
Итальянский импорт сурими вырос с 7.000 тонн в 1999 году до 10.600 тонн в 2006 году. В январе-сентябре 2007 года итальянский импорт достиг 7.300 тонн, что сопоставимо с уровнем того же периода предыдущего года. Продукция импортируется в основном из Литвы и Азии. В Италии сурими потребляется в форме крабовых палочек, даже притом, что число супермаркетов, продающих имитацию хвостов омаров и креветки, растет.
Импорт продукции из сурими в ЕС (код 16042005) | ||||||||||
Страна | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Янв-сент 2006 | Янв-сент 2007 |
Испания | 21843 | 21092 | 21335 | 16978 | 16867 | 15501 | 16547 | 16980 | 11882 | 11905 |
Франция | 5116 | 5479 | 6094 | 6082 | 7762 | 9378 | 11760 | 12253 | 9638 | 9568 |
Италия | 7031 | 7181 | 7754 | 6743 | 7670 | 8640 | 10308 | 10600 | 7586 | 7326 |
В-Британия | 6914 | 8301 | 8962 | 8200 | 8872 | 10177 | 9673 | 10193 | 7633 | 5667 |
Бельгия | 4456 | 5138 | 6540 | 11894 | 13682 | 8370 | 5844 | 4833 | 3588 | 4160 |
Нидерланды | 3184 | 3829 | 3665 | 3418 | 4798 | 4798 | 5168 | 4647 | 3793 | 3336 |
Португалия | 1413 | 1691 | 2164 | 1830 | 2193 | 2629 | 2813 | 3426 | 2443 | 3277 |
Другие | 5283 | 6741 | 7726 | 8249 | 10513 | 9919 | 11019 | 11019 | 9103 | 9103 |
ИТОГО | 55239 | 59451 | 64240 | 63394 | 72357 | 69411 | 73133 | 75426 | 55667 | 50913 |
Прогноз
В отличие от хорошо насыщенного рынка рыбы и морепродуктов, такого как в ЕС, сурими по-прежнему имеет потенциал роста. Разработка продуктов и поиск альтернативного сырья являются ключевыми факторами развития. Фактически, сокращение запаса минтая подтолкнуло производителей искать альтернативные источники сырья. В то же время международная конкуренция требует от брендов диверсифицировать свой ассортимент. Поскольку сурими перестает рассматриваться как дешевый заменитель настоящих морепродуктов, защита продукции европейских производителей может потребовать внедрения специальных марок, включая сертификацию качества, а также экологические сертификаты, такие как MSC, который недавно получил Вичюнай.