Обзор рынка сурими

13 декабря 2006 15:08
 

По последним статистическим данным ФАО, мировой объем производства сурими в 2004 году составил порядка 860.000 - 1.150.000 тонн, в зависимости от метода подсчета. Однако, по оценкам представителей отрасли, общий объем оказался еще меньше - на уровне 750.000 тонн, исходя из 2-3 миллионов тонн переработанной рыбы.

Раньше увеличение производства сурими в первую очередь зависело от уловов минтая, но в наши дни более 50% мирового производства основывается на новых видах рыбы, добываемых по всему миру. Это могут быть или различные донные виды белой рыбы (хек, макруронус, южная или северная путассу), или пелагические виды (анчоусы, терпуг, ставрида), а также тропические виды.

Для того чтобы удовлетворить растущий спрос специалисты и ученые постоянно работают над адаптацией технологии производства сурими к новым видам рыбы и морепродуктов, включающих головоногих, таких как гигантский кальмар. Также недавно в Индии провели опыты по производству фарша сурими, никогда не подвергавшегося заморозке.

За последние десять лет производство практически удвоилось и объемы сурими продолжают расти за счет вовлечения новых стран-производителей. Помимо давно известных производителей (США, Таиланда и Японии), все более значительными производителями становятся такие азиатские страны, как Китай, Вьетнам, Индия, Малайзия, Индонезия, Мьянма; южноамериканские - Аргентина, Чили, Перу; западноевропейские - Фарерские острова и Франция.

Сурими_1

Импортные цены на сурими в главных странах-импортерах (Японии, Южной Корее и ЕС) колеблются от сезонного наличия. Также большое влияние оказывают курсы валют (доллара, иены и евро).

Новые страны обычно предлагают сурими по ценам ниже, по сравнению с сурими из американского минтая. В последние годы цены постоянно падали, однако к концу 2005 года они резко подскочили, и продолжили удерживаться на высоком уровне и в начале 2006 года.

Сурими_2

Продукты из сурими

Производство и потребление продуктов на основе сурими сейчас распространилось на многие азиатские и западные страны, причем мировой выпуск продукции достигает 1,4 млн. тонн. Пятью крупнейшими странами-производителями являются Япония (600.000 тонн), Южная Корея (200.000 тонн), Таиланд (150.000 тонн), США (около 100.000 тонн) и Китай (100.000 тонн). ЕС с объемом в 110.000 тонн сейчас также становится важным производственным регионом.

В таких странах, как Япония с устоявшимися традициями потребления продуктов на основе сурими, рост цен на сырье и изменение предпочтений потребителей в еде являются главной проблемой роста потребления. В 2005 году продажи продуктов на основе сурими на оптовом рынке в Японии сократились по объему на 5%, подтвердив продолжающийся спад, несмотря на снижение средних цен. В странах, недавно ставших потребителями сурими, особенно на Западе, тот же феномен изменения предпочтений в еде наоборот подстегивает рост потребления этой продукции.

Даже при том, что имитация замороженного крабового мяса остается самым главным производимым продуктом по объему, производители разрабатывают новые продукты, которые уже включают в себя более 40 различных видов. Новые тенденции потребления сейчас нацелены на разработку свежих продуктов, закусок, детского питания, экологически чистых продуктов, и тд.

Новые страны, такие как Литва, Индия и Китай воспользовались преимуществом рыночного роста для значительного увеличения своего производства. Крупные международные компании, контролирующие производство сурими и продуктов на его основе, играют главную роль на рынке. Примером является Trident Seafoods, которая недавно поглотила компанию ConAgra Surimi. Недавние инвестиции Unilever в Индии показывают определение стратегии в этом секторе рынка.

Прогноз

Расхождение в потреблении продуктов из сурими на душу населения в различных странах значительное: от 4,7 кг в год в Японии до нуля в некоторых странах. Это несоответствие наряду с продолжающимся ростом рынка в некоторых странах показывает потенциал мирового рынка этой продукции.

Будущее этой отрасли будет зависеть в большей степени от наличия сырья для производства сурими. Для этого необходимо улучшить процесс выхода конечной продукции, увеличить ценность побочных продуктов, найти новые виды рыбы для переработки и, соответственно, адаптировать технологию под эти виды.

Новые страны могут найти ресурсы, имеющие малую ценность, и, разработав несложную технологию, выпустить на рынок продукты приемлемого качества. Таким путем уже пошли Индия и Вьетнам.

С другой стороны, таким странам как Чили, которые перерабатывают ставриду на рыбмуку, можно переориентировать производство на сурими, которое имеет большую экономическую ценность. Поиск этого сырья в настоящее время является стратегически важным вопросом для международных компаний, производящих продукцию из сурими. Для выхода из этой ситуации в настоящее время проводятся слияния и создаются СП.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>