Обзор рынка тилапии
Поставки тилапии в 2008 году снизились на 13% до 2,06 млн. тонн. Такое снижение было, в основном, вызвано экстремально холодной зимой в Китае в 2008 году, которая нанесла большой ущерб провинциям, которые занимаются выращиванием рыбы и морепродуктов. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Глоубфиш.
Другие страны-производители тилапии сработали в течение 2008 года хорошо. По прогнозам на 2009 год, в Китае ожидается нормализация производства. Цены на тилапию стабильно росли с течением года из-за снижения поставок. Некоторое снижение цен, вероятно, произойдет в 2009 году.
Внутренний рынок
Производство тилапии в Китае в 2008 году снизилось, а местные производители пришли к выводу, что продавать продукцию на внутренний рынок, где цены выше, чем у импортеров, более выгодно. По последним опубликованным данным, в Китае в первые девять месяцев 2008 года цены выросли на 35% до 8,10 долларов США/кг по сравнению с ценой на мороженое филе 6,00 долларов США на американском рынке.
Китай не единственная страна, где внутренний рынок сильнее экспортного. Так, цены на тилапию в Малайзии на 10% выше мировых импортных цен. Крупнейший производитель тилапии в Малайзии продвигают живую рыбу через сети Carrefour и продукция пользуется большим спросом потребителей. Цены франко-фермы на тилапию выросли на 40% в последнем квартале 2008 года.
Тилапия, наконец, приобрела большую популярность на европейских рынках после многих лет игнорирования основными импортерами. Более низкие экспортные тарифы побудили Metro Group заказать 4000 тонн филе тилапии в Китае, и с ноября 2008 года китайским компаниям экспорт тилапии обходится на 8% дешевле, что приводит к снижению цены для покупателя.
Испания также обратила внимание на тилапию. Крупный испанский производитель уже изучает потенциал производства тилапии в Мозамбике и Намибии. Тот же производитель владеет крупным заводом в Бразилии с мощностью производства 10 000 тонн тилапии в год.
Стандарты
Две различных организации Фонд дикой природы (WWF) и Мировой альянс аквакультурных производителей (Global Aquaculture Alliance) уже практически закончили подготовку требований по сертификации ферм по производству тилапии. Компания Global Aquaculture Alliance закончила разработку стандартов по тилапии (Best Aquaculture Practices), а также руководство для ферм.
Руководство затрагивает вопросы видов выращиваемых рыб, требования к садкам, сетным загонам, а также к прудам.
Компания Aquafinca
Компания Aquafinca (Гондурас) является крупным поставщиком тилапии на американский рынок. Доля производства филе составляет 46%. Остальное сырье используется для производства рыбмуки и рыбжира. Кроме этого, компания владеет предприятием по производству биологического топлива.
В настоящее время Гондурас является вторым по величине поставщиком тилапии на рынок США при росте поставок на рынок США в этом году на 12% в первые девять месяцев 2008 года. По поставкам охлажденной тилапии Гондурас вышел на первое место, опережая Эквадор.
Снижение
На рынок тилапии оказала влияние ситуация в Китае. В период с января по сентябрь 2008 года импорт тилапии составил 128 100 тонн, что на 1000 тонн меньше того же периода 2007 года. Китайский экспорт тилапии упал на 10%, однако другие производители сумели заполнить эту нишу до какой-то степени. Так, Индонезия и Таиланд отгрузили продукции на 10% больше по объему.
Американский импорт филе мороженой тилапии (в тыс. тонн)
Январь - Декабрь | Январь - сентябрь | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2007 | 2008 | |
Китай | 28,1 | 44,1 | 63,3 | 87,5 | 63,9 | 56,4 |
Индонезия | 4,3 | 6,4 | 7,1 | 8,6 | 6,1 | 7,4 |
Тайвань | 2,7 | 3,1 | 3,1 | 2,6 | 1,8 | 1,6 |
Таиланд | 0,7 | 0,9 | 0,2 | 0 | 0 | 0,3 |
Эквадор | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,3 |
Вьетнам | 0 | 0,4 | 0 | 0,1 | 0 | 0 |
Панама | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 |
Другие | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 1,2 | 0,8 | 0,2 |
Итого | 36,2 | 55,6 | 74,4 | 100,6 | 73 | 66,5 |
Совокупный американский импорт мороженого филе за первые 9 месяцев 2008 года снизился на 9% по сравнению с 2007 годом. В связи с проблемами в Китае китайская доля филе на американском рынке снизилась с 90% в 2007 году до 84% в 2008 году. Индонезия занимает второе место по поставкам, увеличив свой экспорт на американский рынок на 21%. Поставки н/р тилапии на американский рынок выросли на 10% в 2008 году. Это было связано с появлением новых поставщиков из Азии, например, Таиланда. Китай также все еще доминирует на рынке мороженой рыбы, хотя поставки из Китая и снизились.
Импорт мороженой н/р тилапии в США (в тыс. тонн)
Январь - Декабрь | Январь - сентябрь | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2007 | 2008 | |
Китай | 38,1 | 30,9 | 40,5 | 32,5 | 25,5 | 23,6 |
Тайвань | 24,9 | 24,1 | 18,3 | 13,5 | 10,1 | 11,6 |
Таиланд | 0,1 | 0,2 | 0,6 | 0,2 | 0,1 | 2,8 |
Гонконг | 0,1 | 0 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Панама | 0,1 | 0,5 | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Эквадор | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Индонезия | (Включено в другие) | 0,2 | 0,3 | 0 | 0 | 0 |
Другие | 0,2 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,6 |
Итого | 57,3 | 56,5 | 60,8 | 46,9 | 36,2 | 39,1 |
Цены на охлажденную тилапию почти вдвое отличаются от цен на морожено филе. Охлажденная тилапия поставляется в рестораны, в то время как мороженая тилапия идет на переработку и в розничную сеть. На рынке доминируют страны Латинской Америки, которые используют близкое географическое расположение к рынку США, а следовательно низкие затраты на транспортировку.
Американский импорт охлажденного филе тилапии (в тыс. тонн)
Январь - Декабрь | Январь - сентябрь | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2007 | 2008 | |
Эквадор | 10,2 | 10,6 | 10,9 | 11,9 | 9,4 | 6,6 |
Коста-Рика | 4,1 | 3,7 | 2,7 | 4,8 | 3,5 | 4,3 |
Китай | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1,9 |
Тайвань | 0,1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Бразилия | 0,3 | 1 | 1 | 0,2 | 0,2 | 0,4 |
Сальвадор | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,4 |
Панама | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0 | 0 |
Другие | 0,4 | 0,5 | 0,9 | 1,1 | 0,7 | 1,6 |
Итого | 19,5 | 22,7 | 23,1 | 26,2 | 20 | 22,5 |
В первые 9 месяцев 2008 года импорт охлажденного филе в США достиг 22 500 тонн, что на 10% выше того же периода 2007 года. Сообщается, что резко сократилось производство тилапии в Эквадоре. Это связано с тем, что эквадорские фермеры производили как тилапию, так и креветку, а теперь перешли на производство более дорогой креветки. В результате, эквадорский экспорт снизился на 30%, что позволило Гондурасу выйти на первый план. Поставки из Коста-Рики также резко выросли, поскольку в перерабатывающую отрасль были вложены большие инвестиции. Цены на охлажденное филе тилапии в 2008 году росли, однако некоторые экспортеры нашли более выгодный для себя рынок внутри страны (например, Бразилия).