Обзор ситуации и перспектив на мировом рынке тилапии
Производство тилапии растёт во всём мире, как в Азии, так и в Латинской Америке.
После роста цен в 2008 году в результате низкого производства в Китае, в 2009 году цены начали снижаться, что стало положительным моментом в условиях экономического кризиса. В 2010 году можно ожидать дальнейшего роста производства и укрепления цен.
Китай
В Китае производство тилапии в 2009 году составило 1 150 000 тонн, по сравнению с 1 110 000 тоннами в 2008 году и 1 134 000 тонн в 2007 году. Низкий рост производства связывают с низким спросом на основных импортных рынках тилапии из-за экономического кризиса, который начался в 2008 году. В ближайшем будущем ожидается, что китайское производство тилапии продолжит расти в результате роста спроса на продукцию из тилапии на зарубежных рынках, в частности в США, а также благодаря увеличению потребления этой рыбы на местном рынке.
Китай является основным экспортёром тилапии на рынок США, при этом его доля от общих поставок на этот рынок составляет почти 70%.
Китайский экспорт тилапии вырос в 2009 году, несмотря на экономический кризис. Около 259 000 тонн было экспортировано в прошлом году, что на 15% больше, чем в 2008 году. Тем не менее, экономический кризис оказал значительное влияние на цены, по которым Китай мог продавать свою продукцию. Стоимость единицы продукции снизилась в 2009 году на 16% до 2,75 американских долларов за килограмм. Однако стоит иметь в виду, что в 2008 году предложение было очень ограниченным, и снижение цен на тилапию в 2009 году можно рассматривать как возвращение рынка к нормальным ценовым уровням.
В результате более низких цен на тилапию на мировом рынке общий доход от экспорта китайской тилапии немного снизился в 2009 году и составил чуть более 710 миллионов американских долларов, несмотря на рекордный объём экспорта.
Экспорт тилапии: Китай (в тыс. тонн) | ||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
США | 62,9 | 80,9 | 104,7 | 122,0 | 118,6 | 134,4 |
Мексика | 15,9 | 16,3 | 32,9 | 39,3 | 36,5 | 36,2 |
Россия | 0,0 | 0,0 | 5,5 | 19,3 | 17,1 | 21,9 |
Израиль | 0,7 | 1,3 | 3,7 | 4,1 | 4,2 | 6,6 |
Германия | 0,0 | 0,7 | 1,7 | 1,2 | 1,7 | 2,0 |
Гонконг/Китай | 1,0 | 0,8 | 1,7 | 1,5 | 0,3 | 1,1 |
Бельгия | 0,0 | 1,1 | 1,4 | 1,4 | 2,3 | 1,6 |
Пуэрто-Рико | 0,5 | 0,9 | 1,3 | 1,3 | 1,7 | 1,2 |
Доминиканская республ. | 0,1 | 0,5 | 1,0 | 1,4 | 0,5 | 1,0 |
Канада | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 0,7 | 0,6 | 2,4 |
Другие | 8,2 | 9,3 | 26,9 | 23,0 | 40,9 | 50,6 |
Всего | 90,4 | 112,9 | 181,8 | 215,2 | 224,4 | 259,0 |
Источник: Глоубфиш | ||||||
США являются основным рынком китайской тилапии. На это рынок поступает почти половина китайского экспорта. Мексика продолжает оставаться вторым крупным импортёром китайской тилапии, но экспорт на этот рынок был относительно стабильным и составил 36 000 тонн. Россия, третий крупный импортёр, резко увеличила импорт тилапии, так как страна сократила объём импорта пангасиуса из Вьетнама. Таким образом, Китай экспортировал около 21 900 тонн этого вида на российский рынок в 2009 году, что на 28% больше, чем в 2008 году.
Китай в 2009 году изменил структуру экспорта тилапии. Было экспортировано около 135 000 тонн мороженого филе тилапии, 90 000 тонн - консервов и тилапии в панировке, тогда как мороженой неразделанной тилапии было экспортировано 30 000 тонн.
Ситуация на рынке ЕС развивается медленно, но стабильно. В 2009 году экспорт китайской тилапии в ЕС составил 14 000 тонн по сравнению с 5 500 тонн в 2006 году.
Основными странами-импортёрами являются Франция, Великобритания, Германия и Бельгия. Самый значительный рост был отмечен во Франции. Экспорт в эту страну в 2009 году составил 2 900 тонн, тогда как в 2006 году эта цифра была равна нулю.
Прогнозы
В настоящее время цены на тилапию очень конкурентоспособные. В первом квартале 2010 года цены, как на продукты из свежей, так и замороженной рыбы, на американском рынке снизились примерно на 10% по сравнению с ценами за такой же период 2009 года, что сделало эту рыбу очень привлекательным продуктом для потребителей.
Вероятнее всего, Китай сохранит свои лидирующие позиции на рынке США в 2010 году, что означает дальнейшее снижение стоимости единицы продукции на импорт тилапии.





















