Обзор текущих и потенциальных затрат на улучшение экологической чистоты логистики рыбного рынка
Сектор холодильного транспорта испытывает давление со стороны лоббирующих групп по охране окружающей среды больше всех, потому что в окружающую среду углерод попадает не только с транспортных средств, но и с холодильников. Эту проблему поднимает Сифуд Процессор.
Бывший генеральный директор Британской федерации производителей мороженой продукции считает, что необходимость в экологически безвредном производстве, в конце концов, изменит методы, используемые в рефрижераторной логистике. Импортировать продукты будет всё дороже из-за так называемых экологических налогов (green taxes).
Отрасли мороженых и охлаждённых продуктов питания необходимо прогнозировать спрос, планировать коммерческую инфраструктуру и инвестировать в цепочку поставок и в управление товарными запасами, но государство не хочет учитывать коммерческие интересы отрасли, когда оно создаёт новые законы по защите окружающей среды.
Крайне важно, чтобы отрасль информировала правительства как о необходимости удовлетворять спрос потребителей, так и о мерах по снижению негативного влияния на окружающую среду. В противном случае, государство будет заложником политического влияния различных групп.
Отрасль уже использует более чистые газы во многих случаях, но она по-прежнему уязвима для политических нападок. Так, теперь правительства будут концентрировать внимание на экологических моментах, связанных с рефинфраструктурой.
Защитники окружающей среды и политики не понимают, какую. Роль холодильное оборудование играет на транспорте и на остальных этапах доставки продукции грузополучателю, особенно на больших расстояниях. Они недовольны тем, что мороженая продукция импортируется из Таиланда, перерабатывается в Великобритании и продаётся как охлаждённая, хотя не известно, что лучше: перевозить продукты питания на длинные расстояния или осуществлять неэффективное производство на местах.
Несомненно, идею отправлять мороженую рыбу из Европы на переработку в Азию, а затем обратно в Европу трудно объяснить покупателям, для которых имеет значение только то, что переработка дешёвая и пищевая продукция перевозится на слишком длинные расстояния. В связи с этим, некоторые компании в настоящее время рассматривают возможность переработки в Восточной Европе, чтобы снизить влияние на окружающую среду.
Например, европейские ритейлеры и потребители должны осознать, что если они хотят покупать меч-рыбу или тигровые креветки, тилапию или пангасиуса, то их нужно импортировать. Даже органический лосось из шотландского графства Оркни будет продаваться по цене с надбавкой за доставку в супермаркетах юго-восточной Англии.
В сети супермаркетов Marks & Spencer заявили, что эта британская розничная сеть будет закупать как можно больше продуктов из Великобритании и Ирландии.
Наряду с местными закупками, Marks & Spencer сотрудничает с Морским Попечительским Советом по закупкам рыбы только с устойчивых промыслов.
Так же как и Marks & Spencer, другие крупные розничные сети тоже следуют таким же принципам, что будет иметь огромное влияние на поставщиков рыбы и морепродуктов.
Так как покупатели уже требуют доказательств того, что рыба выловлена на устойчивых промыслах, рыбным компаниям, скорее всего, необходимо пересмотреть свои методы ведения бизнеса.
Все ритейлеры, такие как Marks & Spencer, Tesco и Sainsbury, имеют программы социальной ответственности компаний, включающие большие разделы по окружающей среде.
Зелёная энергия
Marks & Spencer обязуется в течение пяти лет прекратить использовать углерод и переключиться на так называемую зелёную энергию и транспорт, работающий без нанесения вреда окружающей среде.
Marks & Spencer приобрела у компании Smith Electric Vehicles крупнейший в Великобритании 7,5-тонный грузовик с электрическим рефрижератором Smith Newton.
Европейская логистическая компания Christian Salvesen стала одной из первых трёх ведущих компаний в мире, использующих компьютерные программы для подсчёта, мониторинга и оптимизации своих выбросов углерода в окружающую среду.
Прогнозируется, что только в Великобритании к 2009 году 5 000 компаний будут участниками плана по учёту выбросов углерода в окружающую среду. Компании будут вынуждены покупать разрешения, позволяющие им выбрасывать в атмосферу определённое количество углерода.
Компания Christian Salvesen стала первым покупателем программы Carbon View (разработчик Supply Chain Consulting) , которая позволяет пользователям собирать информацию по вредным выбросам с автомобильного, воздушного, железнодорожного транспорта, с барж и безрельсового транспорта, а также информацию по использованию энергии на складах и заводах.
По этой базе пользователи могут узнать о типе транспорта, завода или склада и т.д.
Розничные сети смогут сравнивать наличие углерода в импортируемом килограмме винограда, перевозимого по воздуху, по суше или морю. Многофункциональные логистические компании уровня 3pl помогут определить лучший тип транспортного средства для каждого вида деятельности или самое эффективное расположение склада, а также оптимизировать маршруты.
Или рыбная компания сможет определять степень загрязнения окружающей среды углеродом при отправке белой рыбы в Китай или Вьетнам на переработку, а затем транспортировки обратно в Европу для продаж в розничных сетях. Поэтому показателю можно будет сделать сравнение с производством в стране с современным эффективным оборудованием и выяснить, какой из заводов более энергоёмкий.
Также можно будет определить, какую упаковку эффективнее использовать в плане окружающей среды: пластиковую или деревянные ящики, возвращать ли поддоны или контейнеры сразу или дожидаться набора полного груза.
Сбор поддонов в течение нескольких дней или недель может, например, сэкономить расход топлива транспорта с неполной загрузкой, но если это означает, что нужно увеличить производство поддонов, выбросы в результате этого производственного процесса могут исключить все преимущества.
Можно изменить модель и тип транспорта, чтобы выполнить все новые законодательные требования, но это очень дорого. Воздушные транспортные средства часто критикуют за то, что они производят больше всех выбросов, но новые законы, разрабатываемые международными организациями, будут регулировать количество серы, выбрасываемое транспортным средством.
Некоторые правительства также ужесточают правила для портов, которые планируют расширение. Так, в Калифорнии порты должны предоставлять очень подробный отчёт по проведению мер по снижению уровня загрязнения, который должен быть одобрен прежде, чем разрешить дальнейшие действия.
Всё это неизбежно приведёт к увеличению затрат, поэтому многие экспортёры рыбы и морепродуктов, отправляющие свою продукцию по морю, могут переключиться на воздушные грузоперевозки, которые с коммерческой точки зрения станут более выгодными.
Традиционные рефрижераторные суда могут быть более безопасными для окружающей среды, чем суда, использующие контейнеры, но если суда стоят в порту до полной загрузки, затрачивая энергию для работы двигателя, для проживания экипажа и т.д., это может свести на нет полученную выгоду.
Что лучше: отправлять по морю сырьё в какой-то дальневосточный регион, а затем распределить продукцию по перерабатывающим центрам или отгрузить в отдельных контейнерах.
Расположение складов тоже может оказывать влияние на окружающую среду.
Хладагенты
Что касается хладагентов, то, по мнению генерального директора по рефрижераторным операциям в компании Itochu Europe, стандартный рефрижераторный контейнер производит выбросов в количестве равном выбросам во время трёх международных полётов, выбросам одной европейской семьи или одной американской машины.
Не удивительно, что международные организации и правительственные форумы предлагают директивы по использованию хладагентов или даже оговаривают, какие из них можно и нельзя использовать.
Но эти рекомендации постоянно меняются. Так, в последние годы ежегодное содержание углекислого газа в наиболее широко используемом газе R134a выросло на 20%. ЕС в настоящее время планирует постепенно прекратить использование R134a в период с 2011 по 2017 год, прежде чем будет найдена эффективная альтернатива.
Отрасли необходимо иметь результативность, надёжность и низкий вес по разумной цене, а также гарантировать безопасность пищевой продукции.
Надёжность хладагентов, включая утечки, тоже должна учитываться. Ненадёжность ведёт к порче продуктов питания, которые должны выбрасываться, в результате чего увеличиваются закупки, переработка и транспортировка и, следовательно, выброс газов, создающих парниковый эффект.
Но в этом вопросе уже достигнуты определённые успехи. Есть программа, позволяющая сокращать потребление энергии с помощью более эффективного контроля температуры внутри контейнера. Водоохлаждаемые конденсаторы, компрессоры Digital Scroll с цифровым управлением и компрессоры с изменяющимися частотами позволяют экономить средства, а также сократить выбросы.
Даже способы использования контейнеров могут оказывать положительное действие. Рефрижераторный контейнер повышенной вместимости CoolBoxx позволяет перевозить больше груза на одном транспортном средстве, таким образом сокращая количество контейнеров, необходимое для одной перевозки.
Такие контейнеры широко используются в настоящее время для перевозки рыбы и морепродуктов. В каждом контейнере умещается 33 европоддна, такое же количество груза, что и при перевозке в трейлере.
Компания Coldwall Technology выпустила запатентованную систему создания комбинированных контейнеров для перевозки свежей и мороженой продукции. Это позволяет компаниям отгружать более заполненные контейнеры, опять же сокращая количество используемого транспорта.
Не каждая компания имеет разнотемпературный груз для перевозки в одном контейнере. Но даже увеличение эффективности цепочки поставок путём сокращения складских запасов (следовательно, происходит и снижение выбросов из холодильников) или расстояний перевозок и т.д. может помочь.