Оценка компетенции специалистов в структуре Росрыболовства не входит в компетенцию участников хозяйственной деятельности
Опубликован ответ В. И. Соколова по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ В. А. Зубкова на обращение АДМ. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на АДМ.
Президенту НО "Ассоциация добытчиков минтая" Г.С. Звереву
Уважаемый Герман Станиславович!
Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, Федеральное агентство по рыболовству рассмотрело письмо НО "Ассоциация добытчиков минтая" помощнику Президента Российской Федерации - начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации ЛИ. Брычевой в дополнение к письму от 29 марта 2012 г.
В Вашем письме ошибочно указано, что проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности продукции из водных биологических ресурсов" (далее - законопроект), разработанный строго в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 56-р, предусматривает замену ветеринарных сертификатов международного образца, оформляемых на рыбную продукцию, копией разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Что, по вашему мнению, не снимет существующие административные барьеры при обороте рыбной продукции, затруднит оформление продукции на экспорт и способствует поступлению на отечественный рынок некачественной импортной продукции, не имеющей ветеринарных сертификатов.
Однако данные предположения не соответствует действительности. В настоящее время обязательства по оформлению ветеринарных сертификатов на импортную продукцию (как ввозимую с территории других государств - членов Таможенного союза, так и с территории третьих стран) установлены договорно-правовой базой Таможенного союза, в частности, Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.
Предусмотренные законопроектом изменения не затрагивают установленные процедуры импорта продукции, в том числе не отменяют обязанности по оформлению ветеринарных сертификатов на такую продукцию, и следовательно, не могут создать юридическую основу для импорта в Россию некачественной рыбопродукции без ветеринарных сертификатов.
Также договорно-правовой базой Таможенного союза предусмотрена необходимость оформлять ветеринарные сертификаты при перемещении продукции между государствами - членами Таможенного союза (то есть при экспорте в Республику Казахстан и Республику Беларусь). Условия экспорта рыбной продукции из России в третьи страны определяются законодательством этих стран, предусматривают оформление сертификатов здоровья международного образца и не регулируются законодательством Российской Федерации. Данные нормы, законопроектом также не затрагиваются. Таким образом, нет оснований полагать, что реализация законопроекта затруднит оформление продукции на экспорт.
Вместе с тем, согласно решениям, принятым Правительством Российской Федерации, законопроект направлен на замену ветеринарных сопроводительных документов на российскую рыбу, обращаемую на территории Российской Федерации, на копию разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. К таким ветеринарным сопроводительным документам относятся ветеринарные справки и ветеринарные свидетельства.
Перемещение рыбной продукции по территории Российской Федерации исключительно в сопровождении ветеринарных справок и ветеринарных свидетельств не является следствием, каких бы то ни было международных обязательств Российской Федерации или норм федеральных законов и регулируется только ведомственными приказами Минсельхоза России. Данные виды документов переоформляются на одну и ту же партию продукции в зависимости от дальности ее транспортировки или в случае дробления партии и требуют постоянного проведения для этих целей ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно федеральным законам Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и иными нормативными правовыми актами, производитель в рамках программы производственного контроля осуществляет входной контроль сырья, контроль за процессами производства продукции, в том числе контроль готовой продукции, и несет ответственность за безопасность произведенного им товара, а Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль за продукцией на стадии обращения. В данных условиях проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции с целью подтверждения ее безопасности перед каждой транспортировкой и последующее оформление по ее результатам ветеринарных свидетельств и ветеринарных справок является разрешительной мерой ограничительного характера, так как единожды доказав (за собственные деньги) безопасность своей продукции владелец обязан повторять данную процедуру при каждой последующей транспортировке.
Таким образом, по средствам государственного ветеринарного контроля, создаются заведомо невыгодные для отечественной рыбной отрасли условия рынка по сравнению с импортными товарами.
Так, например, пункты 4.5 и 4.6 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза устанавливают прямой запрет на переоформление ветеринарных сертификатов и проведение лабораторных исследований для ввозимой в Российскую Федерацию продукции и предусматривают процедуру оформления копии таких ветеринарных сертификатов.
Сохранение же избыточных процедур государственного контроля российской рыбной продукции выгодно иностранным производителям, поставляющим продукцию на российский рынок, так как они предусматривают более жесткий режим контроля и высокую степень недоверия к российской продукции по сравнению с импортной.
В целях совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций, законопроектом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 994 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных", предусмотрено проведение соответствующим государственным органом исследований водных биологических ресурсов, в том числе на предмет их безопасности в рамках государственного мониторинга водных биологических ресурсов, не накладывающих финансового, административного и иного бремени на отечественный рыбный бизнес.
При этом проектируемые нормы не предусматривают необходимости проведения дополнительных или повторных лабораторных исследований продукции при оформлении копии разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В целом положения законопроекта в комплексе с действующими нормами законодательства Российской Федерации делают акцент на осуществление государственного контроля за сырьевой базой для производства рыбной продукции в рамках осуществляемого уполномоченным государственным федеральным органом исполнительной власти государственного мониторинга водных биологических ресурсов, без какого бы то ни было обременения субъектов хозяйственной деятельности (в том числе определение пригодности водных биологических ресурсов для пищевых целей), исключают необходимость проведения дополнительных исследований рыбной продукции в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов при каждом перемещении российской рыбы по территории Российской Федерации, оставляет неизменным предусмотренную Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" обязанность субъектов хозяйственной деятельности, занятых в сфере оборота (производства, хранения, транспортировки и реализации) пищевой продукции, осуществлять собственный производственный контроль, а также не отменяет норм законодательства Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обращения рыбной продукции в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере благополучия человека и защиты прав потребителей.
При этом следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327 "Об утверждении положения о Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", а также приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 171 о типовом Положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по контролю за безопасностью продукции, ограничиваются государственной границей Российской Федерации и не распространяются на обращение продукции внутри территории Российской Федерации, равно как и не предусматривают осуществление надзора и проверок предприятий, занятых в сфере производства, транспортировки, хранения и реализации рыбной продукции.
Учитывая, что законопроект не предусматривает наделение указанными функциями Федерального агентства по рыболовству, соответствующего дублирования полномочий Рорсыболовства и Россельхознадзора не произойдет.
Таким образом, составителями заключений, содержащихся в рассматриваемом письме некоммерческой организации "Ассоциация добытчиков минтая", неверно трактуются нормы проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности продукции из водных биологических ресурсов", а также усматриваются изменения в действующие процедуры сертификации при экспортно-импортных операциях, которые законопроектом не предусмотрены.
При этом Росрыболовство считает возможным уточнение законопроекта и внесение изменений в статью 17 Закона Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части исключения проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в целях подтверждения безопасности продовольственного сырья животного происхождения, произведенного из водных биологических ресурсов, и применения в этих целях данных государственного мониторинга водных биологических ресурсов в комплексе с обязанностью изготовителей пищевой продукции по осуществлению собственного производственного контроля, предусмотренной указанным федеральным законом, и осуществляемыми Роспотребнадзором функциями по контролю (надзору) в сфере оборота всей пищевой продукции.
С учетом того, что соответствующие нормы в отношении продовольственного сырья, произведенного из водных биологических ресурсов, уже содержаться в статье 1 законопроекта, то данные уточнения не вносят принципиальных изменений в законопроект и могут быть внесены при его доработке к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Одновременно в письме некоммерческой организации "Ассоциация добытчиков минтая" ставится под сомнение компетенция государственных служащих в структуре Росрыболовства в связи с осуществлением запланированных законопроектом норм, В связи с чем, сообщаем, что согласно законодательству Российской Федерации к государственным гражданским служащим, к числу которых относятся сотрудники любого федерального органа исполнительной власти, предъявляется ряд квалификационных требований в зависимости от предусмотренных функциональных обязанностей и устанавливаются процедуры подтверждения соответствующей квалификации. Указанные требования обеспечивают необходимый отбор квалифицированных кадров служащих в структуре любого государственного органа. В то же время Росрыболовство обладает разветвленной сетью образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций, обеспечивающих рыбохозяйствующую отрасль соответствующими профильными специалистами. При этом оценка компетенции специалистов в структуре Росрыболовства не входит в компетенцию участников хозяйственной деятельности, равно как и оценка отраслевым ведомством специальных познаний и профильного образования (или констатация его отсутствия) сотрудников, в том числе руководителей отраслевых некоммерческих организаций рыбной отрасли.
В.И. Соколов