Омуля перепишут поголовно
Иркутские ученые научились пересчитывать байкальского омуля.
Количество омуля на Байкале пытались установить давно и неоднократно. Для определения квот по объемам допустимого улова подсчеты уже несколько десятилетий ведет Востсибрыбцентр (Улан-Удэ). Однако когда пытались сравнивать цифры, полученные разными методами, они расходились в разы. Сегодня можно говорить о том, что учеными Иркутского лимнологического института введен в практику наиболее точный метод учета байкальского омуля. Этой разработкой они занимались более десяти лет, и в конце этого года впервые будут оглашены самые точные данные о количестве омуля в Байкале, которое было в этом году.
Траловый метод (вылов омуля сетями и тралами и определение количества и состояния рыбы по улову) применяется при подсчете омуля уже более сорока лет для учета ресурсов всех промысловых рыб озера Байкал. Востсибрыбцентр выполнял сразу две задачи: учет запаса омуля, то есть сколько его в озере, какого он размера и возраста, и оценку состояния омуля (насколько он здоров и в каких условиях находится). Работа эта выполнялась центром очень качественно, по государственному заказу и имела федеральное финансирование.
Однако для точного учета численности и состояния омуля центру не хватало времени. Для того чтобы определить, сколько омуля будет в этом и следующем году, нужно было за время нереста в конце мая — начале июня пройти на корабле по всем промысловым скоплениям от юга до севера, по прибрежной склоновой зоне всей акватории Байкала, на пути ставить сети и тралы. Вместе с этим нужно было делать учет молоди на мелководьях: сколько по дну скатывается личинок и сколько их выживает, сколько рыбы пошло на нерест.
Много лет Востсибрыбцентр с этой работой справлялся успешно, но пришло время развития новых технологий.
Ученые взялись за статистику
Идея возникла с того, что в 1989 году представители Иркутского лимнологического института, петрозаводской частной фирмы по применению гидроакустических методов исследования и еще два шведских специалиста приехали на Байкал. Ученые Лимнологического института — ведущий специалист по биологии омуля Василий Смирнов и заведующая лабораторией ихтиологии Валентина Сидилева — провели первую пробную съемку эхолотом. Тогда и возникла идея адаптировать этот метод, широко применяемый во всем мире, к условиям работы на Байкале. Ученые сошлись во мнении, что этот метод будет более оптимальным при подсчете омуля, чем существующий траловый.
Сложность применения методики была в том, что Байкал — озеро пресное, биология омуля особая. Метод нужно было адаптировать, и десять лет ученые занимались тем, чтобы метод начал работать на Байкале. Областная администрация выделила деньги на инновационные проекты, в числе которых был проект создания научно-методического комплекса тралово-акустического учета байкальского омуля для определения его промысловых запасов.
Эхолот научился узнавать омуля
Суть нового метода состоит в следующем: корабль с эхолотом на борту и тралами в воде патрулирует акваторию Байкала. Корабль идет галсами с юга на север вдоль всего озера, с запада на восток, отмечая скопления омуля. Зоны глубин 20—50 метров — в такое время, когда омуль еще не выходит на мелководье, а температура воды около четырех градусов.
Если температура поднимается выше пяти градусов, омуль выходит кормиться на мелководье. К нему примешиваются другие породы рыб, и его невозможно точно учитывать.
В некоторых местах берутся контрольные тралы: сетью достают рыб, чтобы определить их состояние, размеры, возраст, жирность, содержимое желудка.
Целый пакет компьютерных программ написали программисты Лимнологического института к тем стандартным, которые продаются сейчас для тралово-акустического метода во всем мире. Собственно, эти программы и адаптировали метод для Байкала: они научились узнавать омуля — отличать его от других рыб, нерпы и рельефа дна, газовых выходов.
Данные о численности омуля попадают в рыбопромысловый совет, заседающий каждый год в Улан-Удэ. Совет впоследствии высылает в Москву рекомендации по ОДУ — объему допустимого улова. По этим рекомендациям Министерство рыбного хозяйства РФ решает, какую квоту выделить на вылов омуля в Байкале.
В последние годы совместно с иркутскими лимнологами метод осваивают и специалисты Востсибрыбцентра. Они купили свой эхолот, несколько лет проводили самостоятельные эхосъемки.
— Когда мы описывали этот проект для последней выставки ВДНХ, мы отмечали, что этот проект должен быть коллективным. Байкал очень большой, омуль — быстро мигрирующая рыба со сложной биологией, — рассказала Наталья Григорьевна. — Одним кораблем снять 30 000 квадратных километров так быстро, чтобы рыба не успела поменять местоположение, за 15—20 дней, просто невозможно. Разумнее не повторять одни и те же замеры, а объединиться в общую схему двумя-тремя кораблями, делая съемку на разных частотах. Поэтому мы сейчас заключили с Востсибрыбцентром договор о содружестве.
Когда учет омуля проводили независимо друг от друга три разные организации, то приблизительные итоги разнились в разы: Воссибрыбцентр при обычной траловой съемке насчитал 30 000 тонн, ихтиологи Лимнологического института рассчитали по методу Тюрина, что омуля должно быть 50 000, а московская организация — российский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии — при помощи эхолота получила 80 000 тонн омуля в Байкале. Эти цифры и создали прецедент, в результате которого решили усовершенствовать метод подсчета омуля, сделать его наиболее точным.