Операторы рынка скоропортящихся грузов (СПГ) решили объединить парк, чтобы решать наиболее острые проблемы, стоящие перед отраслью
Для управления парком в каждом регионе может быть создана компания-«раздатчик», где у «Рефсервиса» - как у крупнейшего игрока - будет доля 50%. «Раздатчик» будет собирать с местных экспедиторов деньги за аренду и предоставлять им секции из общего обезличенного парка по принципу FIFO («первый пришёл - первый ушёл»), то есть секции уходят на линию в том же порядке, в каком они пришли на станцию погрузки. Ставка аренды будет фиксированной для всех. Частные операторы в каждом регионе могут выбрать две-три компании-представителя, которые от их лица будут управлять парком. Оптимизация управления будет у владельцев секций на первом месте, доходы - на втором, подчеркнул Павел Иванкин.
Глава «Агентства Рефперевозки» Ильдус Халиков предложил начать совместное управление во время путины, чтобы уже в ближайшее время минимизировать убытки. Компания пытается зафиксировать для своего подвижного состава цену, ниже которой он не будет сдаваться в аренду.
Начав совместно управлять парком, можно подойти к решению одной из основных проблем работы на Дальнем Востоке - проблеме монопольного диктата Дальрыбпорта, отметил Ильдус Халиков. Компания объединяет три крупных порта и 2/3 холодильных мощностей в регионе (42 тыс. тонн), через её мощности переваливается 80-85% рыбы. В каждом порту она единственный логистический оператор, тарифы на услуги здесь не регулируются государством. С созданием Дальрыбпорта в 2005 году у производителей и операторов исчезла возможность заключать договоры напрямую, без посредников, - только через порт. При этом к работе в портах допускаются лишь три операторские компании, среди них «Рефсервис». Это означает, что для трёх игроков наценка за использование портовых мощностей составляет 80% от стоимости аренды секций, для прочих - 250%. Если оператор договаривается с грузоотправителем без посредничества Дальрыбпорта, ему придётся самому выплатить рыболовецкой компании всю сумму портовой наценки. «Если не остановить процесс, цена на рыбу вырастет, а объёмы перейдут на водный, автомобильный и даже воздушный транспорт», - уверил Ильдус Халиков.
Монополия Дальрыбпорта искусственно ограничивает объём отгрузки рыбы, согласен исполнительный директор «Рефсервиса» Алексей Свистунов. Во время прошлогодней рекордной путины на путях, прилегающих к станциям погрузки, стояло множество «брошенных» вагонов, станционные пути были забиты, а Дальрыбпорт в сутки обслуживал не более пяти секций. В этом году путина будет много меньше (вылов составит максимум 400 тыс. тонн), цены на рыбу могут вырасти, но на доходы железнодорожников это, скорее всего, не повлияет - наценка традиционно будет формироваться на других участках цепочки.
Управляя общим парком, операторы могут подойти к решению проблемы, совместно организуя партию из любого количества вагонов и работая по системе FIFO, а также внедрив практику работы по единой заявке.
Кроме того, в силах операторов осуществлять погрузку там, где не работает Дальрыбпорт, - в Ванине, Зарубине и Находке.
Таким образом, не дожидаясь объединения де-юре в саморегулируемую организацию, де-факто участники рынка будут совместно использовать свой парк и выработают единую ценовую политику.
«Я далёк от мысли, что нам не нужны СРО, однако пока мы не научимся эффективно использовать свой подвижной состав, никакая реформа законодательства нам не поможет, - говорит глава ООО «Гудман» (один из операторов рефрижераторного подвижного состава) Александр Гасюк. - Многие собственники вагонов далеки от планов завоевать господство на рынке - им нужно лишь получать прибыль. А по секциям это сложно, так как логистика часто неэффективна, к примеру на выгрузку, погрузку и промывку вагоны приходится гонять на десятки, а то и сотни километров». Управлять диспетчерскими центрами должны специально нанятые менеджеры, считает он, это позволит избежать конфликта интересов.
Вопрос, где будут отстаиваться секции, можно решить силами «Рефсервиса», в частности глава компании Павел Иванкин выразил готовность предоставить в совместное пользование депо Уссурийск.
В какой форме будет зарегистрирован диспетчерский центр и кто войдёт в него в каждом регионе, операторам предложили решить до 1 июня. Правда, «Рефсервис» юридически сможет войти в новую компанию не раньше сентября, предупредил Павел Иванкин, структура компании достаточно сложная.
Совместная диспетчеризация - первый, но не единственный шаг к объединению. Наиболее эффективная схема сотрудничества - когда вместе работают и операторы, и экспедиторы, и грузоотправители, отметил Ильдус Халиков.
Директор ООО «Русская транспортная компания» Антон Вербицкий предположил, что в дальнейшем полезно будет совместно осуществлять закупку деталей для секций (их давно не выпускают, и достать запчасти проблематично), а также открыть единый центр обучения механиков.
Есть, конечно, риск, что, если железнодорожники зафиксируют минимальную цену аренды (и перестанут, как сейчас, играть на понижение), «серые» компании мгновенно уронят цены ниже себестоимости и начнут отбирать груз у всех, кто отдал свой парк в совместное управление. Могут начать демпинговать и автомобильные компании. Однако этот риск минимизируется, если предлагать грузоотправителю не только фиксированный потолок ставки, но и жёстко выдержанные параметры по качеству, считают в «Рефсервисе».
Правительство поручило ОАО «РЖД», Минтрансу и Минпрому подготовить к 1 июля предложения по созданию нового подвижного состава для перевозки рыбной продукции, в том числе рефрижераторных контейнеров. Кроме того, правительство поручило до 1 августа Минрегиону, Минэкономразвития и Росрыболовству с участием субъектов Федерации подготовить предложения по схеме размещения холодильных мощностей на их территории, а Росрыболовству, Минфину и Минэкономразвития - подготовить до 15 июня предложения о распространении субсидирования в 2010 году процентной ставки по инвестиционным кредитам для рыболовов на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и хранения продукции.



















