От моря до прилавка (* с уточнениями)
Насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией, обеспечение её доступности для населения – одна из основных задач, которую ставит государство. Рабочая группа по подготовке президиума Госсовета проанализировала один из наиболее актуальных вопросов - структуру ценообразования российского рынка рыбопродукции. Анализ показал, что в наценке на продукцию от 60% и выше формируют посредники и торговые сети. Одним из возможных решений проблемы эксперты видят введение предельных торговых наценок на пути от первой продажи продукции производителем до розницы. Об этом сообщает Fishnet.ru.
По данным Росстата в 2014 году затраты россиян на покупку рыбы составили 524,3 млрд. руб. (13,809 млрд. $ по среднему за 2014 г. курсу ЦБ=37,97 руб./ $) или 4,3 % от средств на покупку продовольствия.
Розничная продажа рыбы и морепродуктов в Российской Федерации (данные Росстата)
1) Оперативные данные
В 2014 году суммарная стоимость произведенной в России рыбопродукции составила 200,367 млрд. руб. в фактических ценах. Стоимость розничной продажи в 2014 г. в 2,62 раза превысила стоимость российской продукции первого предъявления.
Баланс производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли рыбной продукции в России в 2014 г. (данные Росстата и ФТС)
(среднегодовой курс рубля к доллару США 37,97
Объем продукции внутреннего рынка в натуральном выражении в 2014 г. составил 2 973 432 т, а средняя розничная цена продукции, купленной на внутреннем рынке, составила 176,3 руб/кг (4,6 $/кг) и в 3,3 раза превысила среднюю цену производителя всей рыбной продукции на российском рынке, включая импортную. В абсолютном выражении разница средней розничной и оптовой цены составила 118,7 руб/кг (3,1 $/кг). Наценка (разница средней розничной и оптовой цены) куда входит оплата услуг и маржи логистики, посредников и розничной торговли, в составе средней розничной цены (176,3 руб/кг) российского рынка в 2014 г. составила 118,7 руб/кг (67,4 %).
В докладе отмечается, что в составе наценки транспортно - логистические расходы составляют в среднем относительно небольшую часть. По данным ОАО «РЖД» средняя стоимость доставки 1 т мороженой рыбы из Владивостока в Москву с учетом оплаты перевалочных работ, двух недель хранения на временных складах составляет 9700 руб., из которых на саму перевозку приходится около 7500 руб. (77%). По данным Управления флота и портов Росрыболовства, стоимость доставки 1 т мороженой рыбы из Владивостока в Москву в 2014 г. доходила до 11500 рублей. Принимая среднюю стоимость доставки 1 т мороженой рыбы в 11 тыс. руб., получим, что доля транспортно-логистических расходов в средней розничной цене всей рыбопродукции на российском рынке в 2014 г. составила 6,2 %, а в составе наценки - 9,3 %. Это означает, что транспортно-логистические расходы составляют менее 10% в наценке, а свыше 90 % формируют посредники и торговые сети.
В составе оптовой цены отечественной продукции транспортно-логистические расходы имеют более весомы, так как значительная часть потребляемой в России рыбной продукции (свыше 600 тыс. т) доставляется с Дальнего Востока и относится к относительно доступной и недорогой. Для наиболее массовых и относительно дешёвых видов рыб (минтай, сельдь и др.) транспортно-логистические расходы по доставке увеличивают оптовую цену во Владивостоке в среднем на 20%, для рыб средней ценовой категории (терпуг, треска, скумбрия, горбуша) цена возрастает примерно на 10 %, для дорогой рыбы (кета, кижуч, нерка, палтус) - на 5 %.
Средняя оптовая (таможенная) цена импортированной в 2014 г. рыбопродукции составила 123,9 руб/кг (3,26 $/кг), а средняя оптовая цена российских производителей 52,86 руб/кг (1,39 $/кг) – в 2,34 раза меньше. Следовательно, для перемещения по территории России более дорогой импортной продукции транспортно-логистические затраты имеют в среднем в 2,34 раза меньшее значение, чем для перемещений относительно дешевой российской продукции.
Эксперты делают выводы о целесообразности введения дифференцированных тарифов для перемещений отечественной и импортной продукции по территории России: « - Подобная мера была применена Правительством Евгения Примакова для перевозок плодоовощной продукции после дефолта 1998 года. Дифференциация или субсидирование тарифных затрат может быть фактором, способствующим продвижению недорогой продукции с Дальнего Востока в центральные районы России. Для продукции средней и высшей ценовой категории значение этого фактора значительно меньше. В целом же снижение транспортно–логистических затрат нельзя рассматривать как значимый резерв снижения розничных цен на рыбопродукцию как из-за их малой доли в розничной цене, так и в силу объективной невозможности их существенного понижения», - отмечается в докладе.
В докладе сопоставлена динамика цен рыбопродукции с динамикой цен на основные компоненты себестоимости, на основные виды продовольствия и уровнем инфляции. Так, согласно данным Росстата, по России изменение средней цены производителей рыбопродукции в 2014 году по сравнению 2000 годом составило 2,7 раза, что в 1,6 раза меньше индекса потребительских цен на все товары и услуги (4,2 раза), в 1,8 раза меньше, чем изменение средней цены на основной компонент себестоимости – дизельное топливо. средняя по России цена пищевой рыбопродукции в 2014г. выросла по сравнению с 2000 г. в 2,7 раза, что в 1,5 раза меньше инфляционного роста цен за эти же годы (в 4,2 раза), в 1,8 раза меньше, чем рост цены на основный компонент себестоимости – дизельное топливо (в 4,86 раза), в 1,9 раза меньше роста тарифов на электроэнергию (в 5,13 раза), в 1,9 раза меньше роста цены на КРС (крупный рогатый скот) (в 5,26 раза), в 1,99 раза меньше роста цены на молоко (в 5,4 раза).
Анализ показал, что темпы роста цены на рыбопродукцию оказались в 1,5 раза ниже индекса потребительских цен, почти в 2 раза - роста цены на основные компоненты себестоимости (ГСМ и электроэнергию) и с/х продукцию животного происхождения (КРС и молоко). Это доказывает, что цена отечественных производителей рыбы близка к минимально возможной, её рост обоснован и вызван объективной причиной – ростом себестоимости. То есть резервов снижения розничной цены за счет снижения цены производителей объективно не существует и ценовые претензии к рыбопромышленным предприятиям необоснованны.
Сопоставление динамики цены производителей, розничной цены и наценки на стоимость производителей самого массового вида продукции российского рынка – мороженой рыбы - в 2000 – 2014 гг. показывает их близость.
*Розничная цена по данным Росстата, производителей - формы № 1-П (рыба)
.png)
Сравнительный анализ показал, что за 14 лет цена производителей выросла в 3,53 раза, розничная цена – в 3,64 раза, наценка – в 3,69 раза. При этом доля наценки в розничной цене осталась постоянной – 68,4 % в 2000 г. и 69,4 % в 2015 г., что может свидетельствовать о том, что все эти годы доля наценки определялась одним и тем же набором факторов.
Эксперты полагают, что на вызванный удорожанием себестоимости рост цены производителей накладывается примерно постоянный процент оптовых посредников и торговли, составляющий за вычетом транспортно - логистических расходов около 60 % розничной цены. Таким образом, потенциал снижения розничной цены - в сокращении посредников и торговой наценки. Наиболее простым путем реализации этого потенциала эксперты видят в введении предельных торговых наценок на пути от первой продажи продукции производителем до розницы. В ряде зарубежных стран эта проблема успешно решена. К примеру, в Японии законодательством установлена предельная надбавка в 2% для торгового звена, в случае если оно не производит переработку продукции.
Доклад рабочей группы подтвердил очевидный факт.
Действительно, в розничной цене рыбы и рыбной продукции торговая наценка
составляет весьма существенную часть. Это характерно не только для нашей страны,
и не только для рыбы. Таковы издержки рыночной экономики.
В связи с этим основной вывод доклада, а именно снижение
рыночной цены за счет сокращения посредников и введения ограничений на торговую
наценку выглядит несколько наивным. Не знаю насколько успешно, и как решена эта
проблема «в ряде зарубежных странах», но давайте просто порассуждаем логически.
Производитель (рыбак, или фермер) предлагает свой товар на
продажу. В докладе это называется «продукция первого предъявления». Продукцию
эту приобретают не розничные продавцы, а оптовые покупатели - крупные, средние
или мелкие компании, которые обеспечивают транспортировку, хранение и поставку
на перерабатывающие предприятия, или в розничную торговлю. В процесс вовлекаются средства торгового
капитала, без которых движение товара теоретически возможно, но на практике
неосуществимо. Далее готовый продукт поступает в розницу, где и формируется
окончательная цена.
Теперь представим себе, что Госсовет рекомендует ограничить
размер торговой наценки. Торговая наценка – это накидка (надбавка) к оптовой
цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения СРЕДНЕЙ ПРИБЫЛИ
предприятиями торговли.
Если оптовик не получит СРЕДНЕЙ ПРИБЫЛИ, он будет искать
другую сферу для приложения своего капитала. Кто заменит оптовика? Кто возьмет
на себя функции доставки, хранения и т.д.? Если же и для розницы будут установлены такие ограничения, то магазины будут попросту избегать торговать рыбой. Кто заменит розничную торговлю? Может быть по замыслу рабочей группы эти функции возьмет на себя государство?
Хочу также отметить, что доклад выполнен, мягко говоря,
неаккуратно. Если внимательно изучить первую таблицу (Розничная продажа рыбы…..),
то в глаза сразу бросается несуразность «в % к соответствующему периоду
предыдущего года». Исследуется 5-летний период, а процент дается к предыдущему
году, которого в таблице нет, а, следовательно, нельзя проверить и можно лепить любую произвольную цифру.
Еще один шедевр — это рост розничных продаж консервов с 2000 по 2005 год – в 35,5 раз, а затем падение в 4 раза в 2010 году. Я бы мог поверить в это, если бы исследования касались периода до 1913 года, но как современник ни за что не поверю.
Действительно, предложение ограничить наценки дискриминирует отрасль рыбной торговли и выглядит как инструмент из серии простых незамысловатых решений. Не лучше ли задуматься над причинами высокой совокупной наценки и устранить их. Предполагаю, что среди причин: высокая стоимость кредита, достаточно высокие издержки обращения (транспортировка и хранение), несовершенство логистическо-распределительных цепочек, высокие инфляционные ожидания, недостаточная насыщенность рынка, недостаток конкуренции и тд. Возможно, что стремление немедленно решить проблему наценок - это "детская болезнь левизны" и "забегание вперед". В сфере логистическо-распределительных центров многое уже делается, вопрос рефконтейнеров Шестаков поднимал вчера у Путина, с инфляцией боремся, кредит подешевеет когда-то. Останется наладить предложение и конкуренцию)).
Хотелось бы также иметь какие-то целевые показатели по комплексной переработке сырья. Очень много отходов выбрасывается на уровне потребителя, при этом мировые цены на рыбмуку бьют рекорды, и можно было бы производить немало рыбмуки для страны, если изменить структуру производимой продукции. Кстати, большая волатильность цен на мороженую продукцию возможно также связана с низкой степенью переработки (сырье всегда скачет в широком диапазоне).
Хорошо, что есть такие вдумчивые читатели, как товарищ Сухов))


























