Отечественный флот ещё никогда не работал в Индийском океане
Калининград исторически тесно связан с морем и рыбным промыслом. Неудивительно, что несколько лет назад властями региона было создано Калининградское агентство по рыболовству. Его глава надеется, что Африканская экспедиция, стартовавшая недавно в Калининградском рыбном порту, станет толчком для развития отрасли.
– В настоящее время Африканская экспедиция – это исключительно научное исследование. Рыбная индустрия начнет работу, когда Росрыболовство объявит, что ученые обнаружили в определенных зонах океана перспективные зоны для лова. Вдобавок, найти подходящий бассейн – это не решение задачи. Так как он находится в экономической зоне другой страны, следует заключить договор с её руководством, подписать соглашение на вылов определенного объема биоресурсов. Полагаю, это произойдет не раньше, чем года через два. Сегодня мы ждем промежуточные итоги исследований по нескольким экономическим зонам. Первые данные надеемся получить до конца года.
Наибольший интерес представляет водная акватория вокруг африканского континента – Атлантический и Индийский океаны. Их воды богаты полезными ресурсами. В советские годы флот активно работал в районе Юго-Восточной и Центрально-Восточной Атлантики.
Сейчас общий вылов российского флота составляет чуть более пяти миллионов тонн водных биоресурсов (ВБР). Показатель сильно колеблется: ежегодно варьируясь в пределах от 200 до 300 тысяч тонн. В основном в связи с заходом лосося на нерест на Дальнем Востоке. Чтобы сделать серьезный скачок – на 500 и более тысяч тонн, необходимо найти новые районы или пойти по пути советского флота и избирательно вернуться в старые промысловые зоны.
Соответствующими районами могут являться экономические зоны 18 государств, куда пошли работать два калининградских научно-исследовательских судна. Почему именно для нас это представляет особенный интерес? Калининград – ближайший российский порт к данным промысловым зонам. Отечественный флот не работал ранее в Индийском океане у восточного берега Африки. Раньше там активно добывали глубоководную рыбу, например, известный многим макрурус. Внешний вид этой рыбы непривлекателен: зеленая, с тонким хвостом, но все окупается её вкусом.
– Из глубоководных еще хвалят клыкача...
– Мраморная нототения, клыкач добываются ближе к зоне Антарктики. Там промысел носит ограниченный характер – добираться туда далеко и затратно. Если же ученые откроют новые районы промысла в Индийском океане, вполне возможно, бизнес захочет их осваивать. Запустится процесс подготовки флота: строительство, аренда или перенаправление судов из Северной Атлантики, где на данный момент работать стало сложнее.
– Что может получить Калининград в случае удачной экспедиции?
– Повторюсь, Калининград – ближайший к Африке порт. Отсюда могли бы выходить суда на промысел, и сюда же могла бы доставляться рыба. Еще один важный момент: у нас мощное консервное производство, рассчитанное в том числе и на переработку атлантической рыбы – сардин, сардинеллы. Данный вид рыб – массовый, раньше их ловили в этом районе. Плюс ставрида, мы её там и сейчас ловим, больше двух тысяч тонн получается. В перспективе улов может возрасти.
Ставрида – хорошая рыба. В советские годы она была недооценена, все любили скумбрию. Хотя по содержанию белка ставрида лучше, чем скумбрия. Уступает по содержанию жиров, но сегодня это ценится в продуктах. Кроме того, ставрида хорошо сохраняется в консервах. Все факторы должны дать импульс нашим консервным заводам и рыбному порту. Сегодня он не так активно выполняет свои прямые обязанности рыбного порта. Если пойдет поток рыбы, вероятно, это благоприятно скажется на развитии всего рыбопромышленного комплекса региона.
– Попытки реанимировать работу рыбного порта уже предпринимались...
– Да, из-за сложностей в Северном бассейне предполагалось, что рыба оттуда и, может даже из Северной Атлантики, пойдет в порт Калининград. Предыдущий руководитель Нацрыбресурса встречался с руководством региона. Калининград готов был оказывать максимальное содействие рыбакам в обеспечении комфорта выгрузки, упрощения административных процедур, связанных с заходами судов в порт и их обслуживанием.
Была идея направить сюда большой поток путассу. Из неё делается хорошая рыбная мука с высоким белковым коэффициентом, по-моему, около 70% протеина. Прорабатывались возможности строительства завода по изготовлению муки, проводились рабочие встречи. К сожалению, сегодня все существует на стадии планов.
– Какими портами сейчас пользуются российские рыбаки, ведущие экспедиционный промысел в Северной Атлантике?
– Остались только норвежские порты, но и там есть сложности – судов много, портов мало. Последним неприятным событием стало решение о закрытии Фарерских островов. Это были очень удобные порты, наши суда очень быстро разгружались там, пополняли запасы и уходили на промысел. Фарерские острова – центр Северной Атлантики, туда удобно было добираться, там можно было спрятаться от шторма, но мы их потеряли. Сегодня суда вынуждены тратить больше времени на обеспечение своей работы: на поиск места выгрузки, точки, где можно поменять экипаж, получить необходимый ремонт. Наши судовладельцы приспособились к новой ситуации и стабильно работают, но негативные факторы не смогли не сказаться на объемах океанического вылова.
Источник: Корабел