Открытие донного промысла макруруса на Срединно-Атлантическом хребте
Автор Живов Б.Д., воспоминания участника
Описываемые события происходили летом 1979 года. Осваивать пелагический лов макруруса на больших глубинах северной Атлантике была направлена экспедиция в составе поискового, одного из самых современных судов тех лет, МБ-0454 «Капитан Демидов» и двух промысловых судов ЗРС-2025 «Н.Смирнов» и БМРТ- 0445 «Олентуй».
Научная группа БМРТ-0454 «Капитан Демидов». 1979 год, Срединно-Атлантический хребет. Слева, направо Гавриловец В.С., Ивашев А.М., Живов Б.Д., Цигельницкий Д.И., Беликов С.В.
В задачи поискового судна входило освоение глубоководного тралового лова пелагическими тралами, поиск новых скоплений макруруса и обеспечение добывающих судов устойчивой сырьевой базой. Капитаном судна был Василий Дмитриевич Дикарев, первый помощник Дынник Анатолий Анатольевич. Я - Живов Борис был помощником капитана по научной работе. Руководил экспедицией талантливый капитан начальник промрайона Розенберг Игорь Михайлович, в штаб которого входили капитан-наставник Кособуцкий Владимир Алексеевич и флагманский тралмейстер Копысов Леонид Харитонович. Все эти люди сыграли в этом эпизоде работы Севрыбпромразведки определенную роль.
Экипаж нашего поискового судна успешно начал работу на северном и центральном комплексе банок, добывая 15-18 т тупорылого макруруса ежедневно и наводя флот на более плотные скопления рыбы. Впереди более половины рейса и перспективы успешного выполнения рейсового задания казались вполне реальными.
В конце июля меня вызывает капитан и сообщает, что в результате большого агрегатного сопротивления на траловой лебедке начали выкрашиваться зубья главной шестерни. Сделав ревизию, механики заявили, что работа лебедки в прежнем режиме невозможна, потребуется замена шестерни, которой в ремкоплекте не было. В щадящем варианте мы можем доработать рейс.
Наше судно находилось в центре Северной Атлантики на расстоянии более 10 суток хода до Мурманска. Нависла реальная угроза срыва рейса, а с учетом потери времени на переходы и ремонт, срыва экспедиции, которая по погодным условиям планировались на летний период года.
Обдумывая сложившиеся, почти безвыходные, условия я решил отвлечься от идеи продолжать пелагический лов и попытаться найти альтернативу. К счастью на борту были донные тралы с необходимым вооружением. У меня возникли две гипотезы: первая - сменить район лова и продолжить поисковую работу на сравнительно «спокойных грунтах» возвышенности Роколл или плато Хаттон и вторая - попробовать облавливать макрурус на банках САХ донным тралом.
Когда я доложил свои соображения капитану, он отверг оба плана, заявив, что он решил возвращаться в порт Мурманск, так как не намерен терять промвооружение. « Мы оторвем все донные тралы и доски, и тогда это будет конец моей капитанской деятельности»,- говорил он. Отчаявшись доказать капитану что либо, я обратился к первому помощнику капитана и убедил его. Мы вместе с ним пошли в каюту капитана, где состоялся нелицеприятный разговор. Дынник, заградив собой выход из каюты сказал: «мы все останемся в каюте до тех пор, пока не придем к единому мнению; или мы проводим экспериментальное траление донным тралом на банке САХ, или идем продолжать работу к зоне Англии, или следуем в Мурманск». В результате двумя голосами против одного было решено вооружать донный трал.
Первое траление решили выполнять на относительно пологом склоне банки Ржев. Трал ушел за борт, а мы втроем стояли у эхолота и напряженно смотрели, как на ленте прибора вырисовывались одна пика за другой. Наше напряженное молчание прервал взволнованный голос тралмейстера с промысловой палубы: «потравился правый ваер», а через несколько минут: « потравился левый ваер и продолжает травиться». Первым не выдержал капитан. На грани истерики он скомандовал: «Трал на борт». Начали выборку трала. Мы втроем стояли молча на кормовом мостике. У капитана побелели костяшки пальцев, так сильно он сжимал поручень.
Наконец вышли кабеля, и появился трал с разорванной нижней пластью, и о чудо!, в мешке была рыба. Это был тот же макрурус, что мы до этого ловили пелагическим тралом. И хотя его количество было небольшим около 5 тонн, но это было спасение. Быстро зачинив пласть, трал вновь ушел за борт. Теперь на задевы трала и, как следствие, травление ваеров, а также на почти в каждом трале разорванную нижнюю пласть, никто не обращал внимание. Главное была рыба и ее количество в уловах (20-30 тонн на судо-сутки лова) давало возможность выполнять суточные задания. Неоценимую помощь в переоборудовании донных тралов для работы на тяжелых грунтах оказал флагманский тралмейстер Леша Копысов, который вместе с тралмейстером Димой Аскорбиным буквально спали на рабочей палубе.
В дальнейшем весь опыт работы донными тралами: оборудование трала, трассы тралений техника и тактика лова, был передан промысловикам, которые без потерь времени освоили этот вид лова. Мы же не только отработали до конца рейса, выловив более тысячи тонн рыбы, но и освоили этот вид лова на ряде других банок 494А- Майская, 495А-Сложная, 544А-Рубин, 523А-Ржев, 531А-Пингвин. За 126 суток промысла мы выполнили 193 траления пелагическим и 165 тралений донным тралом, выработав более 500 тонн тушки макруруса, 63 т муки. 30 тонн консервов печени макруруса и 2,5 тонны жира.
Необходимо отметить неоценимую роль всей научной группы, которые немало сделали по изучению и описанию условий и объектов промысла. Это в первую очередь старший инженер-ихтиолог Беликов Сергей Валентинович, инженер-гидролог Ивашев Алик Михайлович, техники Гавриловец В.С. и Цигельницкий Д.И. О том, что эффективно работал весь экипаж судна, даже и говорить не стоит.
По итогам работы экипаж судна получил максимальную на тот период времени премию. Мне вручили грамоту за выполнение особо важного задания. В дальнейшем опыт донного промысла на глубоководных горах САХ был обобщен в наставлении по промыслу макруруса на САХ донным тралом.