{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Открытое письмо к комментаторам

27 августа 2015 12:51
Я, Шинкаренко Владимир Игнатович, проработал в рыбной отрасли 40 лет, из них 30 лет в центральном аппарате Минрыбхоза СССР и Госкомрыболовства России, в должности от инженера до начальника Управления. Имею классный чин Советника Российской Федерации 1 класса и звание Почётного работника рыбного хозяйства. Так, что я являюсь профессиональным чиновником и ветераном рыбной промышленности, поскольку 10 лет проработал на флоте. (Сообщает автор письма на сайте fishkamchatka.ru)
Людей, которые, подписали письмо к Президенту (подробности открытого письма Президенту РФ на FISHNET.RU здесь), , я знаю многие годы, и они действительно являются ветеранами рыбной промышленности, за исключением, может быть, одного. На своих местах они трудились, отдавая свои знания и опыт любимому делу. Кто на флоте, кто в аппарате рыбопромышленных предприятий, кто в судоремонте. В результате работы всех тружеников отрасли, в том числе и этих ветеранов, рыбная промышленность выполнила свою задачу, которую поставило перед рыбаками Правительство ещё в 50-х годах прошлого века. Как написал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущёв: "Народ надо было накормить".
И, с 1962 года рыбная промышленность стала развиваться ускоренными темпами, стала постоянно увеличивать производство рыбной продукции. В конце 80-х годов вылов рыбы и морепродуктов достиг 10 миллионов тонн, против 3-х миллионов тонн в 1960 году. В 90-е годы "гарант Конституции" вместе со своими единомышленниками и "другом Биллом", начал уничтожать страну. Сначала баня в Беловежской пуще, затем "берите суверенитета, сколько проглотите", а сегодня наш Председатель Правительства говорит - главное, это самовыражение.
Рыбное хозяйство, это специфическая отрасль, сравнимая разве только с лесной. Водные биоресурсы, как и лес, при рачительном использовании, способны самовосстанавливаться, и могут обеспечить питанием и древесиной не только нас, но и наших внуков, а также правнуков.
После того, как большинство отраслей промышленности были разрушены, а предприятия и ресурсы перешли в частные руки, определённая часть людей, не нашедших себе места возле газа, нефти, золота, обратила внимание на рыбное хозяйство. В условиях всеобщего развала, аппарат Росрыболовства, в котором продолжали работать специалисты Минрыбхоза СССР, сумел наладить работу отрасли в новых условиях. Даже Виктор Черномырдин, на одном из заседаний Правительства, сказал, что из всех министерств, сохранили способность управлять ситуацией и продолжают работать - Министерство обороны и Госкомрыболовство. Это раздражало многих.
Академические институты Академии наук желали составлять прогнозы вылова водных биоресурсов. Пограничная служба захотела охранять водные биоресурсы, а Министерство экологии рвалось распределять водные биоресурсы между пользователями. Штаб отрасли шесть раз подвергался реорганизации, но благодаря работавшим там "ветеранам", управление отраслью не потерял. Наконец, уже слабеющего умом, Президента уговорили, и он подписал Указ, по которому был создан новый Комитет по рыболовству, и который не являлся правопреемником Департамента рыболовства Минсельхоза России, в котором тогда находился последний осколок бывшего Минрыбхоза СССР. Все профессиональные чиновники были уволены. В новый Комитет были набраны отставные генералы, предприниматели, которые работали в московских околоправительственных структурах. На низшие должности, основную тягловую силу, были приняты сотрудники Департамента рыболовства из Минсельхоза России.
Руководителем нового Госкомрыболовства был назначен генерал-лейтенант в отставке, который последние годы трудился в Таможенном Комитете, откуда его убрали, по слухам за вымогательство. Я готов этому поверить, потому, что когда мне, будучи уже директором ЗАО "Супер", пришлось столкнуться с ним, правда, через помощника, то за один документ, который был очень важен для предприятия и находился у Руководителя Комитета, запросили 1 миллион долларов.
Пётр Первый после смерти оставил казну пустой, хотя его протеже Александр Данилович Меньшиков жил неплохо. Платить государевым людям было нечем, и тогда Екатерина I, а позже Елизавета, не имея возможности платить воеводам, стали направлять воевод в губернии "на кормление". То есть, воеводы должны были взимать с подданных "мзду". Этим же, не получая жалование, занимались и многочисленные чиновники. Постепенно это вошло у властей в привычку. Чиновникам платили мизерную зарплату. Остальное они должны были добывать сами. Даже в трактирах, уже в XX веке, официанты не получали заработной платы, а жили на чаевые от посетителей, да ещё платили хозяину трактира. И вот, когда стараниями младореформаторов профессиональные чиновники были ликвидированы как класс, их места поспешили занять люди, не нашедшие себя в бизнесе. А я, не люди? Этот вопрос из оперетты "Свадьба в Малиновке" нашёл себе адекватное решение. Так один отставной пограничник, работавший в аппарате Правительства, а затем перешедший в новое Госкомрыболовство на должность заместителя Председателя Комитета, жаловался мне, что он вынужден ездить на старой, подержанной, японской иномарке, а предприниматели, которые приходят в Комитет за квотами, разъезжают на новых Мерседесах. Это надо исправить. Сотрудники аппаратов Президента, Правительства, правоохранительных органов стали продавать должности, как когда-то в Европе продавали офицерские патенты, а Папы Римские продавали индульгенции. И спросить с нерадивых чиновников "продавцы должностей" уже не могут. Выйдет себе дороже. В рыболовстве основной ресурс, это квоты на вылов водных биоресурсов. Кто и как их получает, от этого зависит финансовый интерес нового чиновничества. Ведь за место, которое для них оплатили заинтересованные лица, надо отработать, да ещё заработать для себя.
На способы распределения квот в первые годы "новой России" аппарат Комитета по рыболовству почти не влиял. Всем заправляли губернаторы регионов, а когда к ним стала приходить братва, и ненавязчиво убеждать их выделить квоты тому, или иному пользователю, местные власти "не смогли отказаться от их предложений". При этом просители участливо спрашивали о здоровье супруг, детей, внуков. Через пару лет региональные руководители добровольно передали в Москву полномочия по распределению квот на водные биоресурсы, а Комитет стал объектом критики СМИ. Государственная Дума трёх созывов отвергала проект закона "О рыболовстве", который готовил аппарат Госкомрыболовства. Дума четвёртого созыва приняла закон тогда, когда профессиональный Комитет по рыболовству был уничтожен. А поскольку охраной и распределением водных биоресурсов, регулированием численности флота, начали заниматься другие ведомства, преследующие свои интересы, появилось множество законов, которые лоббисты от каждого ведомства пробивали в Думе.
Естественно, что каждый закон делался "под себя". Отрасль трясло как в лихорадке. Наконец "реформаторы", получив своё, успокоились, и несколько последних лет, если не всех, то большинство, новое законодательство устраивало. Но вот, сменились руководители и в Агентстве по рыболовству и в Минсельхозе. Появились новые люди. У них тот же вопрос - а я, не люди? Существующее законодательство "неправильное", надо его подкорректировать. По просьбе, стоящих с раскрытыми ртами молодых соискателей водных биоресурсов, готовятся "правильные" поправки к закону "О рыболовстве".
Авторы открытого письма справедливо указывают на то, что, по сути, готовится передел рынка водных биоресурсов и взывают к Президенту о помощи. Но их ошибка заключается в следующем.
Авторы пишут в аппарат Президента, справедливо полагая, что там знают суть вопроса. И что такое "квоты под киль", и что такое квоты "для территорий опережающего развития". Предлагая же для обсуждения текст письма широкому кругу лиц на сайте в интернете, авторы чётко не определили ни что такое "рыбное сообщество", ни что такое "исторический принцип", и когда он появился. Не приведены, хотя бы укрупнённо, на примере прошедших лет цифры, которые показывают ситуацию в экономике предприятий при действующем законодательстве, и которые могут произойти при изменении законодательства. Как изменения в законодательстве затрагивают жизнь и интересы жителей рыбацких посёлков, живущих на окраинах нашей Родины. Как обезлюдели Камчатка, Приморье, Хабаровский край в результате новаций в законодательстве. А слова о том, что затрагиваются интересы традиционных пользователей ресурсов, они и есть слова.
Я постараюсь исправить ошибку ветеранов и пояснить, что судостроители подразумевают под фразой "квоты под киль". В их понимании, это выделение судостроителям квоты, которая даёт право на вылов определённых видов водных биоресурсов, которыми они смогут распоряжаться. Причём нет понимания того, как из этих квот получить деньги, на какой период должны выделяться эти квоты, что с этими квотами будут делать судостроители, квоты на какие виды биоресурсов потребуются судостроителям. Но квота, это бумажка, на которой написаны какие-то цифры, и которая даёт право на вылов. А судостроителям нужны живые деньги и сразу.
Чтобы из квоты получились деньги, кто-то должен эти ресурсы выловить, затем выпустить продукцию и продать её. Это смогут сделать либо отечественные предприятия, либо иностранные. С точки зрения доходности от использования водных биоресурсов, предпочтительнее использовать иностранные предприятия, у которых с тонны вылова доход в два - три раза выше, чем у наших предпринимателей. Но сколько денег останется в сухом остатке для наших судостроителей, это большой вопрос. А что, суда будут стоять недостроенными, пока будут осваиваться квоты?
К слову, такую авантюру нам предлагал ещё "прораб перестройки" М.С.Горбачёв. Минрыбхоз СССР выполнил расчёты, и показал, что в этом случае, на внешний рынок придётся продавать 90% улова всей отрасли, и не факт, что весь улов у нас купят. Так что "квоты под киль" мы уже проходили и в советское время с судами, по так называемой "бербоутной теме", и в свободной России, когда для строительства небольшого траулера нескольким нашим предприятиям выделялись специальные квоты, и из этого ничего не вышло. Построенные суда многие годы стояли на заводе невостребованными.
Кроме того, Вам необходимо знать, что в России отсутствуют предпосылки для строительства рыболовных судов. Отсутствуют проектанты судов, отсутствует комплектующее оборудование, на большинстве предприятий отсутствуют рабочие кадры, отсутствует возможность финансировать процесс строительства судов. Отсутствуют долгосрочные кредиты для расчётов за построенные суда.
ОСК нам говорит. Не переживайте. Проектировать будут норвежцы, строить суда будут немцы, комплектующее оборудование будет зарубежное. Вы только согласитесь на выделение квот, а остальное - дело техники. Чем тогда это предложение отличается от того, что происходит в нефтяной промышленности, когда все разведанные запасы, всё оборудование для добычи, все суда для транспортировки нефти принадлежат иностранным "партнёрам"? Чем мы отличаемся от Украины, которую мы критикуем за то, что она находится под "внешним управлением"?
Теперь об "историческом принципе" и "традиционных пользователях". В конце 90-х годов, Правительство России ввело плату за пользование водными биоресурсами. Были введены аукционы на продажу квот на водные биоресурсы, которые пользуются спросом на внешних рынках. У тех предприятий, которые десятилетиями работали на внутренний рынок на тех объектах, что обитают в российской экономической зоне, не было свободных денежных средств, и они не смогли оплатить доходные в коммерческом плане ресурсы. Эти ресурсы перешли к новым пользователям. Через три года был введён новый порядок распределения квот, и те, кто в течение трёх лет смог оплачивать квоты, стали называться "традиционными пользователями". К слову, аукционные квоты оплачивали иностранные покупатели продукции по тем ценам, которые они назначали. Нашим предпринимателям это ничего не стоило, ведь расплачивались ресурсами.
В 2003 году я выполнил анализ распределения квот на вылов минтая по Дальневосточному бассейну, в зависимости от способа распределения. Если в 2000 году в Приморском крае было 17 пользователей, имевших квоту более 5000 тонн, то в 2004 году только 12. При этом пользователей начавших работать только в 2000 году было 11. По Сахалину число пользователей за тот же период уменьшилось с 11 до 6, и с 2000 года работали 5 пользователей. На Камчатке количество пользователей уменьшилось с 9 до 6, и с 2000 года работали 5 пользователей. Налицо передел рынка добычи минтая.
И вот, пользователи, которые выиграли от введения платности ресурсов, сегодня называются "традиционными пользователями" и претендуют на "исторический принцип" распределения ресурсов. Все остальные рыбаки - это мусор.
Следует отметить, что это уже не первая попытка решить свои финансовые проблемы, сев на рыбий хвост. Но "Боливар не вынесет двоих". Недавно Министерство промышленности и торговли выделило, по слухам, несколько миллиардов рублей на проектирование рыболовных судов. Деньги быстро раздали по частным конторам, которые гордо назвали себя проектными бюро и начали рисовать картинки "похожие на рыболовные суда". Затем, чтобы никто не увидел то, что они нарисовали, спрятали их в архив и объявили "интеллектуальной собственностью", доступ к которой закрыт. Как сказал наш Президент, отвечая на вопрос о причинах оппозиционности Бориса Немцова - поиздержались господа, требуются деньги.
Вообще же, новое, это хорошо забытое старое. Поэтому я направляю администратору сайта своё понимание ситуации в рыболовстве, которое я направлял в Правительство в связи с выходом Постановления от 20 ноября 2003 года №704, в приснопамятном 2004 году.
Что же касается того, кто на какой машине ездит, то это дело вкуса. Я сам, с удовольствием, ездил бы на "Бентли", если бы мне его кто подарил.

Постановление 704

Информация по пункту 17, абзац б) Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 704.
1. Об увеличении поставок на территорию Российской Федерации продукции, произведённой из водных биологических ресурсов, выловленных (добытых) на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Снижение поставок рыбной продукции произведённой на отечественных рыболовных судах на территорию Российской Федерации за последние 10 лет произошло по многим причинам:
а) падение платёжеспособного спроса населения и распад оптового звена торговли рыботоварами, требования покупателей о поставке рыбопродукции с последующей её оплатой после реализации;
б) необходимость иметь значительные валютные средства для содержания флота, так как значительная часть рыболовных судов построена за рубежом, а на судах отечественной постройки установлено основное комплектующее оборудование (силовые установки, холодильное, технологическое, промысловое оборудование зарубежного прозводства);
в) отсутствие оборотных средств у предприятий, недоступность кредитных ресурсов под разумный процент и в необходимых объёмах.
г) требования отечественных производителей предоплаты по всей сфере товаров и услуг и одновременно невыполнение российскими предприятиями обязательств по поставке товаров и услуг даже после их предварительной оплаты (ремонт судов, тара, топливо);
д) нестабильность в денежно-кредитной сфере России;
е) ликвидация централизованных Госзаказов для нужд Государства (госрезерв,спецконтингент Министерства юстиции, личный состав Министерства обороны и Министерства внутренних дел, потребности Министерства образования и Министерства социального обеспечения, Министерства сельского хозяйства);
ж) неразумная налоговая и таможенная политика Правительства;
и) невозможность получения инвестиционных кредитов на период окупаемости судов при их строительстве на отечественных предприятиях;
к) незащищённость отечественного товаропроизводителя от проникновения на внутренний рынок аналогичной импортной продукции (дотируемой в большинстве случаев правительствами зарубежных государств);
л) отказ Правительства России от государственного регулирования в экономике, включая частичный контроль за хозяйственной деятельностью предприятий и управлением качеством продукции.
Все перечисленные, а также и другие факторы привели к тому, что в настоящее время в отрасли определились следующие тенденции:
1. Максимальный (в том числе сверх допустимого) вылов только дорогостоящих объектов промысла и ориентация продажи уловов за рубеж.
2. Рост продаж за рубеж рыбной продукции с минимальной добавленной стоимостью через аффилированные компании по трансфертным ценам.
3. Занижение доходов от хозяйственной деятельности и завышение расходов.
4. Рост неучтённого вылова и несанкционированного лова водных биоресурсов.
5. Широкое использование арендованных иностранных судов под российским флагом на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России для вылова наиболее дорогостоящих объектов. Создание рыболовных компаний, в которых вклад российской стороны составляет только право на доступ к водным биоресурсам.
6. Минимизация расходов на эксплуатацию судов до уровня не обеспечивающего нормальное техническое состояние судов.
7. Отказ от создания финансовых резервов на модернизацию и обновление основных фондов.

 

Поэтому, на наш взгляд, оснований для увеличения поставок на территорию Российской Федерации продукции, произведённой из водных биологических ресурсов выловленных (добытых) на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в настоящее время нет.

 

Вопрос увеличения поставок рыбной продукции отечественного происхождения (не только из сырья добытого в экономзоне России) на внутренний рынок частично может быть решён путём издания нормативно-правовых актов Правительства и, по его поручению, нормативных актов министерств и ведомств в сфере их компетенции.
На первом этапе необходимо решить следующие вопросы:
1. Восстановление системы Госзаказа для спецпотребителей и в госрезерв через открытые аукционы по фьючерским контрактам.
2. Определение потребности внутреннего рынка в рыбной продукции по регионам и субъектам Федерации и доведение этой потребности до производителей.
3. Кредитование оптового звена торговли для возможности оплаты фьючерских сделок (возможно на льготных условиях).
4. Воссоздание оптовых ярмарок рыботоваров по регионам России.
5. Признание факта, что продажа продукции за рубеж, независимо от того где она произведена - это экспорт.
6. Экспорт рыбопродукции из водных биоресурсов добытых на континентальном шельфе и в экономической зоне Российской Федерации только через таможенные зоны.
7. Обложение экспортируемого сырья пошлинами и освобождение от них экспортируемой готовой продукции, квотирование экспорта.
8. Совершенствование учёта вылова водных биоресурсов, производства и продаж рыбопродукции через Отраслевую систему мониторинга.
9. Введение порядка регистрации экспортных контрактов на продажу рыбопродукции.
10. Регулирование импорта путём установления ежегодных квот на рыбопродукцию, производимую российскими производителями, в объёмах обеспечивающих потребности внутреннего рынка.
11. Введение сертификата происхождения сырья при импорте рыбопродукции с целью контроля за утечкой сырья добытого путём несанкционированного вылова в экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
12. Проведение инвентаризации рыболовных судов на предмет их государственной принадлежности и соответствия национальным правилам и тебованиям.
13. Восстановить в Уголовном Кодексе Российской Федерации статью, предусматривающую уголовное наказание за незаконный подъём и несение Государственного флага на судне.
Справочно - Уголовный КодексРСФСР за незаконный подъём Государственного флага на судне предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет.

 

Однако, кардинально вопрос обеспечения внутреннего рынка рыбопродукцией отечественного производства и соответственно обеспечения продовольственной независимости России может быть решён только путём принятия Кодекса рыболовства и соответствующих законов регламентирующих процесс рыболовства и торговли рыботоварами.
Институт готов принять участие в работе по экономическому обоснованию основных положений Кодекса и других законодательных и нормативных актов при соответствующем финансировании работ.

 

2. О предоставлении права лова (добычи) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации заявителям, владеющим судами на праве собственности.

 

При отсутствии законов регулирующих процессы рыболовства, существовавшая до 2004 года практика наделения рыбопромышленных предприятий квотами на вылов водных биоресурсов под заявленные добывающие суда, находящиеся у них в оперативном управлении, привела к бурному росту числа предприятий, претендующих на соответствующую долю в вылове.
При этом достаточно было предъявить договор об аренде добывающего судна у соседнего предприятия либо за рубежом. После получения квоты следовала просьба разрешить вылов рыбы и морепродуктов в пределах полученной квоты судами других предприятий,со ссылкой на некоторые непредвиденные обстоятельства, или перераспределить неосвоеные квоты в пользу другого конкретного предприятия.
В результате, в рыбной отрасли появился класс “рантье”, занимающийся перепродажей полученного права лова.
Имеются предприятия владеющие промысловыми судами и сдающие их в аренду на сезон, при этом сами рыболовной деятельностью не занимающиеся.
В настоящее время квоты (доли) на вылов водных биоресурсов закреплены за предприятиями на срок 5 лет и не зависят от наличия у предприятия собственных судов.
Эта ситуация, закрепив за “рантье” квоты на вылов, при общем избытке добывающих судов работающих в экономической зоне России, позволяет свободно работать арендоваными судами, не вкладывая своих средств в воспроизводственный процесс. Таким образом денежные средства уходят из производственной сферы.
Чтобы переломить сложившуюся тенденцию, на наш взгляд, на основе анализа производственной деятельности добывающих судов необходимо, установить нормы вылова по каждому типу судна, с учётом работы лучших судов.
Это позволит предприятиям определить те суда, которые обеспечат соответствующий вылов, и либо продать излишние суда, либо вывести их за пределы экономической зоны России.

 

Постановление от 20 ноября 2003 года №704 необходимо дополнить положением о том, что разрешения на промысел водных биоресурсов экономзоне России, в пределах закреплённых квот, выдаются только на суда, находящиеся в собственности пользователя квотами, либо находящиеся в долговременной аренде на срок не менее 5 лет. Одновременно вводится контроль за расчётами с собственниками судов.
При расчёте допустимого количества на промысле должны быть установлены максимальные технические нормы вылова на каждый тип судна и квоты закреплены за конкретными судами.

 

3. О запрещении с 1 января 2005 года использования при промысле водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации находящихся в собственности нерезидентов Российской Федерации, за исключением, ведущих промысел в соответствии с международными договорами Российской Фереции по рыболовству.

 

По состоянию на 01 апреля 2004 года в Государственных реестрах морских рыбных портов значатся 66 добывающих и 1 транспортное судно принадлежащие иностранным компаниям и временно переданные российскому фрахтователю на условиях бербоут-чартера.
Из 66 добывающих судов, 22 судна зарегистрированы в Мурманском морском рыбном порту, 2 судна - в Калининградском морском рыбном порту и 42 судна в морских рыбных портах Дальнего Востока. Один транспортный рефрижератор зарегистрирован в Калининградском морском рыбном порту.
В то же время в государственных реестрах морских рыбных портов числятся 337 добывающих и 23 транспортных судна поступивших из эксплуатации от нерезидентов Российской Федерации.
Указанием Госкомрыболовства России от 17 октября 2001 года №25-у “О приостановлении регистрации иностранных судов в российских рыбных портах по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)” предусматривалась подготовка графика перехода бербоут-чартерных судов в собственность российских арендаторов-судовладельцев.
Однако, это указание фактически не выполнялось и фрахтование иностранных судов продолжается до настоящего времени.
Следует отметить, что из 67 судов числящихся как арендованые и принадлежащие нерезидентам, 31 судно принадлежит оффшорным компаниям опосредствованно принадлежащим российским владельцам.
Обязательства перед банками-кредиторами по этим судам взяло на себя Министерство финансов России,общая задолженность по основному долгу составляет свыше 700 млн долларов, а с учётом процентов - свыше 1 млрд долларов.
Поэтому предприятия-арендаторы не стремятся оформить эти суда в собственность, так как они не имеют никаких обязательств перед Минфином.Тем более, что квоты на вылов водных биоресурсов закреплены за предприятиями, а не за судами.В случае запрещения использования этих судов в экономзоне России, квоты на вылов останутся у предприятий, а проблемы - у Минфина.
Таким образом предприятия-пользователи несерийных судов формально являются собственниками этих судов, а предприятия-арендаторы, реальные владельцы оффшорных компаний, собственниками не являются.
В то же время доля несерийных судов в вылове водных биоресурсов постоянно повышается и в 2003 году по таким видам как минтай, треска, крабы она составила 20,0%, 34,0% и 33,0% соответственно.
Анализ использования добываемого сырья показывает, что вся добытая рыба и морепродукты вывозятся за рубеж в неразделанном виде, либо с минимальной степенью разделки и добавленая стоимость остаётся за рубежом.
Проблему использования несерийных судов, числящихся в собственности резидентов, и арендованых судов, числящихся в собственности нерезидентов Российской Федерации,необходимо решать дифференцировано.
На первом этапе необходимо провести ревизию договоров на приобретение несерийных судов, оценить экономическую эффективность использования ими федеральных водных биоресурсов, после чего принять решение на основе действующего законодательства, либо подготовить изменения в законодательных и нормативных актах.
По арендованым судам, числящимся в собственности нерезидентов, необходимо принять решение, с учётом мнения Минфина по данному вопросу.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>