Парламентарии от Калининграда и Крыма предложили снять необоснованные расходы с маломерного флота

6 февраля 2015 16:29

5 февраля 2015 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 715839-6 "О внесении изменений в пункт 11 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности". Авторами законопроекта являются члены Совета Федерации Николай Власенко (сенатор от Калининградской области), Сергей Цеков (сенатор от Крыма), депутаты Государственной Думы, представляющие Крым, Севастополь и Краснодарский Край -  Владимир Комоедов и Глеб Хор. К внесению также уже подготовлены и поправки в Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и КоАП РФ. Об этом сообщает FishNet.ru.

Предлагается исключить все типы маломерных судов, в том числе используемых в коммерческих целях, из перечня транспортных средств, попадающих под действующую норму Федерального закона «О транспортной безопасности», что приведёт к существенному снижению непроизводительных расходов на их содержание.

Законодатели  предложили устранить разделение маломерных судов в зависимости от их коммерческого и некоммерческого использования и закрепить апробированный десятилетиями порядок освидетельствования, контроля и регистрации в реестре маломерных судов за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предлагаемые изменения позволят собственникам маломерных судов осуществлять необходимые процедуры непосредственно по месту эксплуатации этих судов, что сократит до минимума затраты времени, а также уменьшит финансовую нагрузку, что особенно важно для индивидуальных предпринимателей и небольших предприятий, не располагающих значительными финансовыми средствами.

Для устранения несоответствий Технического регламента Таможенного союза потребуется подать предложения в Совет Евразийской экономической комиссии об аналогичных изменениях. В этих целях МЧС России уже инициировал создание при Совете Евразийской экономической комиссии соответствующей рабочей группы.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации в коммерческих целях сегодня используются от сотни до нескольких тысяч маломерных судов, в том числе и рыбопромысловых. Маломерные суда применяются сезонно для целей местных перевозок, обеспечения отдыха на водных объектах, в том числе, в Крыму, Краснодарском крае и других курортных районах, в морском прибрежном рыболовстве и рыболовстве на внутренних водных объектах. Коммерческим использованием маломерных судов занимаются, как правило, жители поселений на берегах морей, озер и рек - индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица. При этом основная масса маломерных судов используется для рыболовства, являющегося для жителей большинства удаленных районов основным и часто единственно возможным видом деятельности.

По мнению парламентариев, ряд требований  действующего законодательства являются избыточными и практически не выполнимыми для малого и среднего бизнеса, что приводит к невозможности использования маломерного флота для рыболовства, осуществления местных перевозок в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока при отсутствии других видов транспорта, обеспечения отдыха российских граждан, в том числе детей, в Крыму, Краснодарском крае и других районах массового отдыха в летний период.

Законопроекты подготовлены на основании предложений Экспертного совета в сфере морского и внутреннего водного транспорта при Комитете Совета Федерации по экономической политике и направлены на приведение системы обеспечения транспортной безопасности в отношении маломерных судов в соответствие с требованиями Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).

Требования Кодекса ОСПС в соответствии с подпунктом 3.1.1. части А (обязательные требования) этого кодекса применяются только к морским передвижным буровым установкам, пассажирским судам и грузовым судам валовой вместимостью 500 и более единиц, совершающим международные рейсы и не распространяются на суда других типов и назначения.

В Российской Федерации требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» распространены на маломерные суда, имеющие в соответствии с классификацией длину не более 20 м. и общее количество людей на борту не более 12 человек. В связи с чем, органы государственного контроля в портах начали избирательно требовать от судовладельцев отдельных категорий маломерных судов, используемых в коммерческих целях, выполнения полного объема требований Кодекса ОСПС. В соответствии с требованиями Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и принятых для его реализации нормативных правовых актов владелец маломерного судна сегодня обязан дополнительно выполнить на маломерном судне целый комплекс организационно-технических мер по стоимости соизмеримых с существующими эксплуатационными расходами маломерного судна.

Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» было введено определение понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 м. При этом не было принято во внимание, что в соответствии со стандартами ISO под определение этого понятия подпадают суда длиной до 24 м.

Вступивший в силу с 01.02.2014 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» исключает из числа маломерных суда, построенные или оборудованные для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения. В связи с этим п. 3 ст.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, абзац 17 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и примечание к ст. 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствуют п.7 ст. 2 Технического регламента, и не могут быть распространены на многие категории судов, в том числе рыбопромысловые суда до 20 м., используемые преимущественно в коммерческих целях.

Определение понятия маломерного судна, применяемое в нормах ISO, Технического регламента, КТМ и КВВТ является различным, что приводит на практике к путанице, финансовым потерям для владельцев малых судов, и фактически блокирует возможности коммерческого применения маломерного флота. Такое положение создает условия для определенных коррупционных проявлений и вынуждает к анархическому поведению, как владельцев маломерного флота, так и представителей контролирующих органов.

В соответствии с внесёнными  Федеральным законом № 36-ФЗ изменениями в порядок классификации, освидетельствования и регистрации маломерных судов, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию в Российском морском регистре судоходства или в Российском речном регистре с выдачей акта классификации и освидетельствования. Государственная регистрация указанных маломерных судов осуществляется капитаном морского порта либо капитаном бассейна внутренних водных путей. В дальнейшем такие суда подлежат ежегодному техническому освидетельствованию соответственно в Российском морском регистре судоходства или в Российском речном регистре. В то же время для маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, сохранился ранее действовавший порядок государственной регистрации и технического надзора в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Таким образом, полномочия по регистрации, техническому надзору и контролю однотипных маломерных судов разделены между различными министерствами, ведомствами и организациями, в зависимости от коммерческого или некоммерческого использования маломерных судов.

Острота проблемы уходит корнями ещё в 2013 год, когда принятие № 36 – ФЗ вызвало массовое возмущение владельцев маломерного флота, под угрозой срыва оказалась тогда лососёвая путина. Тогда по результатам рабочей встречи с Министром транспорта Российской Федерации и руководителем Федерального агентства по рыболовству Президент Российской Федерации 8 июля 2013 поручил внести необходимые поправки в соответствующие правовые акты. Однако, до сих пор указание Президента Российской Федерации не выполнено.

При принятии Федерального закона № 36-ФЗ не было учтено, что Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России имеет специально созданную еще во времена СССР развитую сеть пунктов регистрации и контроля маломерных судов во всех регионах России, доступную для владельцев. Территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, а также другие подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами, имеются в большинстве муниципальных образований, включая удаленные районы, что дает возможность прохождения технического освидетельствования и регистрации маломерных судов, используемых в коммерческих целях, непосредственно по месту нахождения владельцев маломерных судов в удобное для них время.

Существующие же структуры Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства предназначены для технического контроля более крупных судов. Филиалы этих организаций размещены в крупных речных портах России в пределах участков рек, отнесенных к судоходным, и в крупных морских портах. Регистры не имеют своих представительств на обширных территориях, удаленных от крупных морских и речных портов.Так, например, на Камчатке имеется всего один крупный порт и филиал Российского морского регистра судоходства. А население многочисленных поселков побережья использует практически все имеющиеся маломерные суда в коммерческих целях, и все они подлежат регистрации, классификации и освидетельствованию. При этом практически единственным видом транспорта на полуострове является авиатранспорт. Аналогичная ситуация - в большинстве районов Сибири и Дальнего Востока, а также в других субъектах Российской Федерации.

Кроме того, не учтено, что полномочия Российского речного регистра и государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства распространяются только на внутренние водные пути Российской Федерации. Вместе с тем, коммерческое применение маломерных судов для местного сообщения и рыболовства осуществляется практически на всех водных объектах, а не только на внутренних водных путях.

Следует отметить, что в законодательном регулировании деятельности автомобильного транспорта и авиации успешно применяется единый подход независимо от вида использования транспортных средств. Технические требования, обеспечивающие безопасность и организация контроля над автомобильным транспортом и в авиации не связаны с коммерческим или некоммерческим использованием автомобилей или летательных аппаратов. Логично, что технические требования, обеспечивающие безопасность судов одних и тех же категорий и людей на них и контроль над ними не должны увязываться с их коммерческим или некоммерческим использованием. 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>