Переговоры по рыболовству между Норвегией и Россией затягиваются: соглашения на 2026 год пока нет
Спустя неделю после начала норвежско-российских рыболовных переговоров соглашение о совместных квотах на 2026 год до сих пор не достигнуто. Обычно ключевые встречи Смешанной норвежско-российской рыболовной комиссии завершаются в октябре, но в этом году диалог оказался особенно сложным.
Переговоры продолжаются. Министерство распространит пресс-релиз по их завершении. В соответствии с практикой, мы не комментируем процесс до этого момента, – сообщил пресс-секретарь Министерства торговли, промышленности и рыболовства Норвегии Эмиль Бремнес изданию Fiskeribladet.
Таким образом, рыболовная отрасль продолжает ждать, всего за три недели до начала нового квотного года, определения общих допустимых уловов (ОДУ) на треску, пикшу, мойву, синекорого палтуса и морского окуня – запасов, которые Норвегия и Россия делят в Баренцевом море.
Изначально на переговоры, которые должны были завершиться в пятницу, 12 декабря, было отведено пять дней. В прошлом году работа комиссии также выходила за рамки запланированных сроков, а ее результаты были обнародованы лишь через 11 дней после начала обсуждений.
Несмотря на СВО, норвежские власти подчеркивали важность продолжения рыболовного сотрудничества с Россией.
Наша четкая цель – заключить соглашение и в этом году, – заявляла ранее осенью министр рыболовства Норвегии.
Однако с российской стороны сильную негативную реакцию вызвали санкции против рыбопромышленных компаний «Норебо» и «Мурман Сифуд». С лета по инициативе России было проведено два внеочередных заседания рыболовной комиссии.
Россия особенно критикует намерение Норвегии отказать судам этих двух компаний в доступе в норвежские порты и отказ предоставления разрешений на промысел в норвежской экономической зоне.
В прошлый понедельник российские рыболовные власти распространили пресс-релиз о начале заседания комиссии. В нем сообщалось, что переговоры в этом году пройдут в сокращенном формате, без встреч четырех рабочих групп, которые обычно работают в рамках комиссии.
По решению российской стороны, обсуждаться должны были только установление ОДУ и их распределение. Норвежские власти пока не прокомментировали эту информацию.
Однако директор по науке Института морских исследований (HI) Гейр Хюсе, входящий в норвежскую делегацию, в интервью NRK в субботу заявил, что переговоры проходят в обычном режиме.
Мы, ученые, представляем рекомендации по квотам в начале встречи, после чего стороны работают в группах и обсуждают детали исследовательских планов на следующий год и то, как должно выглядеть сотрудничество в будущем, – сказал он.
Согласие по общим объемам квот достигнуто, но санкции осложняют финальную стадию переговоров.
Как обычно, предстоит разработать обширный протокол, ведется работа над его текстом. Есть прогресс, я бы сказал. Посмотрим, приведет ли это в итоге к соглашению, – отметил Хюсе в субботу.
Более половины совокупной стоимости всех рыболовных соглашений, которые заключает Норвегия, приходится на договор с Россией. Это связано в первую очередь с треской – нашим важнейшим коммерческим видом. Только норвежская часть квоты в прошлом году оценивалась в 8,3 миллиарда норвежских крон.
Таким образом, от исхода продолжающихся переговоров напрямую зависит экономическая стабильность значительной части рыболовной отрасли Северной Норвегии и будущее устойчивого управления совместными рыбными ресурсами Баренцева моря.
Источник: «Fiskeribladet», «Nomeatnofish»





















