Переход к прямому взвешиванию уловов чреват многими проблемами

14 мая 13:29

После того, как стало известно, что Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) предложила Минсельхозу обязать участников рынка взвешивать рыбу сразу после вылова, Fishnet.ru изучил возможные последствия такого решения, опираясь на мнения зарубежных и российских специалистов, которые предпочли остаться анонимными.

Предложение АСРФ (пока включает только структуры Русской рыбопромышленной компании), опубликованное Коммерсантом, мотивируется заинтересованностью в максимальной устойчивости запасов минтая и других объектов, поскольку группа планирует инвестировать более миллиарда долларов в строительство нового флота.

По мнению источников Fishnet.ru, улов не обязательно взвешивать в трале. По словам источника А из американской рыболовной компании, во многих странах десятилетиями применяется потоковое взвешивание сырца на транспортере, ведущем от приёмного бункера к сортировочной машине. При этом для достоверности измерений весы опечатываются государственным инспектором, а компания обеспечивает круглосуточное видеонаблюдение за оборудованием. Этот способ не дает гарантии, но за все время известен только один случай ее взлома. Несколько лет назад уважаемая компания American Seafoods была поймана на том, что успешно скорректировала такие весы на одном из своих судов и на протяжении трех лет сообщала государству неверные сведения об уловах. Размер наложенного штрафа был такой, что для его покрытия компании пришлось продать один из траулеров.

Источник Б из крупной российской рыболовной компании отметил, что сбросы молоди у российских рыбаков случаются, Береговая охрана регулярно выявляет такие случаи, наказание следует, но оно не угрожает существованию компании. Насколько расчетный метод взвешивания улова соответствует фактическому траловому весу знает сегодня только РРПК, которая в течение нескольких месяцев эксплуатировала предлагаемую ими систему на новом судне Владимир Лиманов. Можно предположить, что если они предлагают сделать взвешивание обязательным, то его результаты не сильно расходятся с расчетным методом.

Источник из научных кругов отметил, что независимые от компаний наблюдатели присутствуют на многих судах. Это, кстати, одно из требований для сертификации MSC, которой озабочены все минтайщики. Пока непонятно, какие неожиданные результаты даст взвешивание улова в трале. Сейчас объемы добычи рассчитываются, исходя из объемов выпуска готовой продукции в соответствии с утвержденными государством коэффициентами выхода. Так, сегодня «утвержденный» выход филе из минтая оставляет примерно 25% от сырца (коэффициент зависит от зоны промысла, филетирующего оборудования и сезона). При этом фактический выход сильно зависит еще и от размера сырца и времени промысла. Из рыбы размером 34-40 см в Охотском море в марте-апреле иногда может получиться всего лишь 12-15% филе, а из рыбы непромыслового размера – и того меньше, однако, если капитан судна доложит, что из 100 тонн сырца произвел 10 тонн филе, его очень быстро ждут неприятности. Поэтому на практике обычно в ССД пишется улов, рассчитанный из готовой продукции по утвержденному коэффициенту, что в данном случае дает примерно вдвое меньше реального.

Кстати, в этой связи возникает вопрос, является ли избранный ФАР и РРПК путь переработки минтая в филе в первую очередь на судах в море экологически и экономически оптимальным. Как известно, при производстве в Китае филе из минтая БГ конечный выход обычно составляет 30-38% от сырца.

Сегодня отраслевая наука и регулятор, естественно, учитывают при определении ОДУ описанные выше переловы, в том числе не замеченные Береговой охраной, и неточность коэффициентов. При переходе же к точному взвешиванию возникнет множество технических и правовых неожиданностей. Реализация предложения АСРФ откроет ящик Пандоры, и в течение нескольких лет отрасль будет лихорадить. Идея внести такие изменения в Правила рыболовства с сентября 2021 г – просто нереализуема.

АСРФ

Реагируя на критику, глава АСРФ подчеркнул, что аргументы, приводимые противниками взвешивания, скорее указывают на необходимость детальной проработки этого механизма, чем на его несостоятельность. За такую проработку выступает и ассоциация.

«Важно понимать, что несмотря на существование сегодня правил, нормирующих прилов и его переработку, они, по сути, не работают, - подчеркивает Алексей Осинцев. – Так, допускается выпуск в среду обитания излишних приловов, что фактически означает выброс гиблой и нежизнеспособной молоди, подавленной при подъеме трала.

Что касается американского опыта, то здесь в результате установки весовых конвейеров на треть повысился выход продукции при тех же объемах добычи. Это весомый аргумент в пользу прямого учета уловов. Примеры злоупотреблений и перенастройки весов лишь говорят о необходимости делать упор на видеоконтроль и защиту от вмешательства при установке весовых систем.

Если говорить о наблюдателях, то на российских судах они присутствуют крайне редко – в случаях перегруза или научных наблюдений, в т.ч. для добровольной экологической сертификации. Но такие наблюдатели сейчас не имеют полномочий и технической возможности проверять фактический улов. Для управления системами взвешивания уловов возможно рассмотреть российскую систему «Трал», которая разработана по заказу Минтранса Российскими Космическими Системами.

Введение взвешивания уловов необходимо готовить заблаговременно, так как российское законодательство запрещает вносить изменения в уже утвержденные правила на весь период их действия, который может составить до 6 лет. Поэтому АСРФ предложила уже сегодня доработать правила рыболовства включая механизм взвешивания уловов. Если в правила войдет взвешивание уловов, то и нормы по переработке излишнего прилова и молоди минтая станут рабочими. О внедрении механизма уже осенью 2021 года речи не идет. По процедурам разработки правил рыболовства и с учетом ограничений по вступлению в действие обязательных требований взвешивание уловов может быть применено не ранее чем через год».

Источник: © Fishnet.ru

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
13 мая 15:40
Лучшее - враг хорошего?
Андрей
14 мая 01:23
Ничего особенно хорошего в имеющейся системе нет. Это скорее о том, надо ли ломать то, что работает. Встраивать мотор от БМВ в запорожец может оказаться сложным. 

Было бы, однако, интересно услышать, за счет чего именно вырос ВЫХОД из американского минтая после того, как им стало бессмысленным сбрасывать мелкую рыбу.
L.A.
17 мая 07:37
заложить траулеры и остаться без ресурса- как то не очень было бы разумно. Сначала обрубят суда, которым свыше 30 лет+парралельно взвешивание уловов- вполне себе последовательный ход.
Ресурсы планеты не безграничны. То, что вылов считают от обратного - придумки тех, кто привык сортовой икрой барыжить за счёт уничтоженной впустую рыбы. Интересно, если бы они держали стадо курей и вместо того , что бы всю курицу пускать в производство забирали только ноги. Долго бы их контора рога и копыта протянула бы.

Андрей
17 мая 13:12
Справедливости ради, эту методику придумали задолго до вашего и нашего рождения, когда тема Минтаевой икры вообще не существовала, а минтай считался ядовитой сорной рыбой. 
L.A.
17 мая 13:50
Может уже пришло время менятся...
Андрей
20 мая 16:14
Может и пришло. Но хорошо бы обосновать необходимость. Если не считать таковой олигополизацию отрасли. Есть ли смысл в усилении хаоса ради обещания его устранить?
L.A.
17 мая 09:09
11 новых траулеров*60 тыс заявленных тон в год = 660 тыс
326 тыс проскакивала цифра по ррпк в 2019 году. могу ошибаться, но дефицит составит тогда 334 тыс. ну бог  с ним пусть 300 тыс для круглого счёта.. Ну и как тут не задуматься тем, кто не захочет голосовать "за" взвешивания уловов. Ведь против крабовых аукционов тоже ломали копья и воротили нос.. Ну и где они все теперь.? У кого эти 300 тыс дефицита отрежут..хмм)
Логично было бы подумать всем и прийти так сказать к консенсусу по очевидным вопросам, которые так или иначе всплывут без ррпк или с ними. Ибо всегда приходит кто то и занимает вершину пищевой цепи. Но это ведь не означает что этот кто то сжирает всех в лесу, всех и сразу. Лес вполне себе может само восстанавливаться. Одни приходят, а другие уходят. Ничего критичного в том, что бы  проголосовать "за" нету.  Ведь что то стоящее рождается в муках
Вот например норебо , по объемам в рф номер один, но он  ничего не предлагает глобального, но между тем и  против не голосует. Думаю что и эту инициативу АСРФ они поддержит. И ведь заметьте они не голосуют против таможенной очистки незаходных судов и не поддерживает исключение коллег из адм.. Всё взвешенно и грамотно. При этом развитие не останавливается, суда строятся, рыба ловится...


Сухов Вячеслав Юрьевич
19 мая 13:21
Зараз не об этом надо гутарить, как говорила Лушка Давыдову  в романе "Поднятая целина".

Сколько это будет стоить и возможно ли технически установить такое оборудование на всех судах? Сахар, растительное масло, макароны, курица.... - это не наша тема, но рыба тоже дорожает. При этом народ нищает, что признал даже наш премьер. Все эти "мероприятия", от аукционов и принудительного судостроения для поддержки штанов ОСК, до Платона, повышения учетной ставки и НДС, автоматически ложатся на себестоимость, а значит и на цену товара. 

L.A.
20 мая 01:28
Дорогой Вячеслав Юрьевич, так это только на бумаге "нищает". По кубышкам если потрясти, так окажется что  всё очень даже неплохо и не так печально как рисуют некоторые. В магазинах  вон людей меньше то не становится. Полные телеги еды, пятничные пробки в сторону дач и на природу.  Таки и спрос на квартиры вырос, цены рванули вверх. Не было б денег и цен б не росли. Народ то баблишко не всё декларирует...

По поводу установки оборудования на судах. 

Многие компании, в том числе и рыбопромысловые особо то не заморачиваются с оптимизацией затрат. Вот не поменяли вовремя распылители топлива, к примеру,  а там глядишь за сутки килограмм сто и прилипло лишка. В сутки сто, а за год уже тон 30 как минимум, а это уже без малого  800 тыс рубликов. И таких моментов предостаточно я вам скажу.  Вам подсказать где деньги взять на установку оборудования, которое будет полезно для сохранения популяции? 
Не знаете где взять деньги- не лезьте в бизнес, тем более который эксплуатирует биоресурсы.
Вы вот скажите лучше что выгоднее ездить на мерседесе тридцатилетнем пусть даже и который дешевле стоит или всё таки на каком то новом, современной авто купленном в салоне, в котором  новые детали и механизмы? Ответ, думаю, очевиден. Телега постоянно требует ремонта и ты не знаешь когда он споткнётся, когда придёт конец ей и вам вместе с ней. Люди не хотят менять телеги что бы идти в ногу со временем, а хотят сидеть и ковыряться в прошлом. Ну тогда чего жаловаться на рост цен и "обнищание".

Сухов Вячеслав Юрьевич
20 мая 19:49
Дражайший Максим, вы могли бы это и не писать. Я каждый день из телевизора слышу о неуклонном росте благосостояния, ажиотажном спросе на жилье и неучтенных доходах.
L.A.
21 мая 08:02
Вячеслав Юрьевич, телевизор вредно смотреть. И нервная система страдает и глазки слепнут. Выходите почаще на улицу и там вы увидите, что вместо того, что бы купить домой филе минтая и отварить риса люди набирают пакеты всякого ненужного балабаса, непонятного качества. Нету, нету Вячеслав Юрьевич в людях рационального зерна, не созрели они для потребления качественных  и полезных продуктов. Пихают в себя всякую ерунду, запивая это всё литрами жигулёвского и не думают ни о чём. Ну и результат на лицо, соответственно.  Денежки у народа имеются, а вот культуры питания, увы, нету...
Так и живём. Вместо килограмма полезного продукта покупаем килограмм колбасы втридорога.
Рыба дорожает. Ну так чего ж ей не дорожать? Экономика  есть экономика. Хорошее не может стоит дёшево.  
Андрей
20 мая 16:10
Да небольшие это деньги.  Весы и весы. На большом судне их может быть пара десятков, купить ещё одни, пусть даже вдвое дороже нормальных — не разорятся. Можно ли технически поставить?  На американских 50-80 метровых траулерах стоят, и на БАТМы, тихо вымирающие, влезут, а на новострои и подавно. А малому и среднему флоту можно и отсрочку дать. 
Андрей
21 мая 08:37
Подумал еще. А зачем вообще РРПК запустила эту тему? Что они собираются с нее получить? Видятся сплошные неудобства.  Для начала - конечно, с сентября 2021 года ничего такого никто не запустит, потому что если запустит, то в России на промысел выйдет ровно один траулер, что смешно.  Установят разумные (или неразумные?) сроки и когда-то все раз - и поставят на борта весы.  На большинстве судов это дело нехитрое, в рамках очередного МРТО для бюджета незаметно будет, а на новые траулеры это вообще и не инвестиция.  

В первый же минтаевый сезон неожиданно (как всегда в нашей богоспасаемой стране) выяснится, что если взвешивать улов, то сбрасывать молодь можно (через измельчитель), но она зачтется в выбранную квоту, что глупо.  Экспертная оценка - в среднем в улове будет процентов 30-60 того, что сегодня не перерабатывается.   И что тогда с ней делать?  Можно сварить муку.  Но мощность стоящих РМУ не рассчитана на такое количество сырца, а засунуть на имеющиеся места более производительные - сложно и дорого.  Можно, конечно, и перерабатывать.  Однако, производительность головотяпок и филейного оборудования измеряется не в тоннах, а в штуках рыб.  То есть, имеющиеся на судах цеха не смогут переработать столько рыбы (в тоннах), сколько перерабатывают сейчас, т.к. в тонне перерабатываемого улова будет намного больше рыбин.  К тому же, выход любой продукции кроме неразделки из маленькой рыбы меньше, чем из большой.  Спрос же на мелкий неразделанный минтай довольно ограничен.  Установленные на судах машины Баадер рассчитаны на рыбу определенного размера.  Значит потребуется заменить часть машин для крупной рыбы на машины для мелкой.  РМУ и новые Баадерные машины - это не весы, а вполне приличные инвестиции.  К тому же, у Баадер довольно плановое производство, и удовлетворить внезапный спрос на большое число дополнительных машин они смогут не моментально, это займет месяцы.  Заодно встанет вопрос о массовом обучении механиков наладчиков для этих машин.  Сложно, дорого и долго (годы, скорее всего).  То есть, возникнет суета, недополучение прибыли и всеобщее негодование. 

Но интереснее то, что будет потом.  ФАР и наука, посмотрев на состояние ресурса, которого формально станут ловить столько же, а фактически в полтора-два раза меньше, возрадуются и начнут увеличивать ОДУ.  А чем его, вдвое больший, осваивать?  Выловить-то можно, но вдвое увеличить производственные мощности на судах нереально.  Берег...  В отличие от американского побережья Аляски и Алеут, российский берег как Охотского, так и Берингова моря практически необитаем, а зимой к нему и не подойти, ибо лёд. Архипелаг береговых заводов в заливе Шелехова? Закупаемся попкорном. Везти в порты мороженую неразделку и делать из нее дешевую продукцию второй заморозки? Или вспомнить советские времена и разбрасывать минтай по полям?  Обидно как-то.

Но положим, что и это решится.  И - ура - вылов минтая вырастет вдвое, а то и больше.  А что на это скажет рынок?  Не могу представить, что сегодняшняя цена сохранится.  Склонен думать, что сильно снизится.  И получится, что благодаря этой инициативе потребуются серьёзные инвестиции, результатом которых станет необратимое снижение цен.  Это точно надо РРПК?

Ну, и в качестве вишенки на тортик для защитников окружающей среды.  Сброшенная за борт дохлая рыба - хоть через дробилку, хоть целая, не испаряется.  Её едят крабы, ракушки, палтусы.  Она питает планктон и водоросли.  Что будет, когда мы подорвем их кормовую базу?  Кто-то делал экологическую оценку?  ВНИРО-ТИНРО- WWF - ау!
Вася
21 мая 16:14

В статье говорится, "во многих странах десятилетиями применяется потоковое взвешивание сырца на транспортере, ведущем от приёмного бункера к сортировочной машине".И American Seafoods взвешивает.
Вопрос: уних случились все анонсированные катаклизмы?

Кстати, экспертные оценки постоянного вылова  молоди до 60% откуда взялись? С потолка? 

Нет также ответа, зачем Русская рыбопромышленная вышла с
такой инициативой? 

Андрей
23 мая 03:32
1. У них ВСЁ иначе. Другой мир, как ни странно. Была совершенно другая стартовая ситуация, совсем другая по размерному составу рыба, абсолютно иная система определения ОДУ и распределения квот. 
2. Откуда берутся экспертные оценки?  Всегда из опыта. Хотите верьте, хотите нет. 
3. Ответа и правда нет. Это был вопрос и выраженное по этому поводу недоумение. 
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>