Перспективы промысла антарктического криля в предстоящем сезоне 2008 /2009 годов
Добыча антарктического криля за минувший сезон составила всего 128 000 т. Об этом сообщает www.fishnet.ru
Рыболовные страны, добывающие криля в Южном океане предполагают, что в следующем сезоне 2008 /2009 гг. их уловы могут увеличиться до 900 000 т. Расчетное увеличение объёмов добычи криля основано на планах США привлечь к промыслу бывшие норвежские суда. Международный промысел криля - быстро развивающаяся отраслью рыбного хозяйства, но власти Норвегии считают, что вылов будет намного ниже прогнозируемого, поскольку промысел криля сопровождается определенными трудностями.
Карстейн Клепсвик, представитель министерства иностранных дел Норвегии, считает, что уже несколько лет страны, принимающие участие в сфере управления ресурсами Южного океана, в заявках для своих судов постоянно увеличивают цифры возможных уловов. Но фактический вылов остается относительно стабильным - на уровне 100 000 т. По данным на середину сентября 2008 г. вылов криля за сезон 2007/2008 гг. оказался несколько больше и составил 128 000 т. Но это не меняет сложившегося представления о состоянии дел. Существует целый ряд стран, которым придется затратить немало лет, прежде чем они достигнут своих целей в промысле этого вида.
Карстейн Клепсвик - руководитель норвежской делегации на сессии АНТКОМ. АНТКОМ - Комиссия по управлению ресурсами в Южном океане, в том числе запасами криля. В последние годы Комиссия внимательно следит за развитием ситуации на промысле криля в ожидании момента, когда, возможно, придется приступить к квотированию промысла. Это произойдёт в любом случае, если в подрайоне 48 будет взято более 620 000 т. Если Комиссия получит данные, подтверждающие, что в ограниченных районах ведётся слишком активный промысел, квотирование может начаться и раньше. Одна из тем ежегодной сессии АНТКОМ в этом году - необходимость в биорегионализации промысла. Но Клепсвик считает, что в течение ближайших лет вопрос о формах регулирования промысла с помощью квот будет еще неактуальным.
Штаб-квартира АНТКОМ находится в г. Хобарте на о. Тасмания. Относительно предстоящего сезона были приняты перспективные планы с возможным выловом криля в 2008/2009 гг. на уровне 900 000 т (в прошлом сезоне предварительно было заявлено о 764 000 т). Протест, возникший в 2007 г., был вызван планами небольшого государства Острова Кука в отношении вылова 175 000 т. Вануату, такое же небольшое по площади государство, запланировало вылов криля на уровне 80 000 т. Эти планы можно считать доказательством того, что такие государства просто используются для регистрации крилевых траулеров в других странах, которые в силу разных причин предпочитают вести промысел под «удобным флагом». Ни в Вануату, ни на Островах Кука нет средств для проведения исследований в этом районе и для осуществления контроля за использованием ресурсов в Южном океане.
Промысловая статистика за 2007/2008 гг. показывает, что вышеизложенные планы были абсолютно нереальными. Из 128 000 т добытого криля на долю Норвегии приходится примерно половина. Промыслом занималось одно судно «Saga Sea», судовладелец «Акер Биомарин». Сама компания на своём сайте не сообщает о величине уловов. Но по данным Кооператива по продаже рыбы-сырца за 2008 г. зарегистрирован вылов 63 000 т. Он включен в категорию «прочих ракообразных», которые не являются объектом сбыта для Кооператива. Тем не менее, цифры в большой степени отражают реальный объем вылова криля.
В следующем сезоне в списке стран, претендующих на добычу криля, появятся США (член АНТКОМ), заявившие о своих планах на промысловое изъятие 150 000 т. В состав отряда промыслового флота США должно войти 5 - 6 судов. Некоторые из них носят древнескандинавские имена, такие как «Тор» и «Один». Эти названия хорошо известны по американскому промыслу. Речь может идти о так называемых «синих судах», построенных на норвежских верфях в 90-е годы с помощью субсидий. По данным «ФискерибладетФискарен», после модернизации в промысле должны будут участвовать и большие современные траулеры, но более детальной информации о происхождении судов и их судовладельцев пока нет.
В Норвегии завершается этап, когда в отношении промысла криля все внимание уделялось только компаниям «Кьелл Инге Рёкке» и «Акер Биомарин», После нового года на промысел в Южный океан выйдут три норвежских траулера. Начальная стадия этих трёх проектов обошлась в NOK 1,5 - 2 млрд. Один из траулеров (компания «Эрвик Марин Сервисес») только что завершил четырёхнедельный экспериментальный рейс, в течение которого испытывалось оборудование, прежде всего рыбофабрика. Получены положительные результаты, которые будут учтены в следующем сезоне (декабрь / январь). Хотя вылов не являлся основной задачей рейса, уловы оказались хорошими (20 -25 т за траление продолжительностью 45 минут, и почти 40 т за более длительную по времени операцию.
Капиталовложения в норвежский траулер-завод «Ювель» немного превысили запланированные NOK 500 млн. «Ювель» - модернизированный траулер из Новой Зеландии, построенный в 90-е годы в Норвегии. «Турсхёвди» - другой норвежский траулер, который начнёт промысел криля в конце декабря - начале января. Компания «КрилльСипродактс» вложила в него NOK 600 млн. Генеральный директор компании Эвен Ремёй считает, что предстоят еще затраты времени на обкатку судов. Завершение проекта немного задерживается по времени, но в течение первого года вылов криля в объёме 70 000 - 100 000 т будет вполне возможен.