Перспективы рынка норвежской фермерской трески
На треску, выращенную на норвежских фермах, сейчас спрос высокий, как никогда ранее. Производство расширяется, цены хорошие. Но будет ли так продолжаться дальше или в будущем судьба фермерской трески будет аналогичной другим, не очень удачным проектам по выращиванию новых видов?
Сами фермеры хотят заключать долгосрочные контракты по круглогодичным поставкам трески в сетевые универсамы. По словам участника исследовательской программы из Nofima, степень успешности проекта фермерской трески в значительной степени будет зависеть от способности фермеров-производителей использовать их самое важное преимущество в конкуренции на рынках сбыта. Таким преимуществом является хороший контроль качества и свежести рыбы, возможность поставок по заявке клиента в любое время года. Например, непрерывная поставка высококачественной продукции в сетевые универсамы. Издержки производства также должны быть значительно снижены.
Новое исследовательская работа института Nofima показывает, что норвежские фермеры, выращивающие треску, продают свою рыбу по фиксированным контрактам в универсамы только в небольших объемах. Прежде всего, они хотят сбывать свою треску потребителям в конце осени. В это время года дикая треска, выловленная норвежскими рыбаками в Баренцевом море, поступает на рынки в небольших объемах. Цены на рыбу в этот период самые высокие.
Такая коммерческая стратегия имеет обоснование. Во-первых, пока немного фермеров имеют достаточно трески для поставок в большие универсамы. Во-вторых, немного фермеров в состоянии обеспечить еженедельные поставки круглый год. В основном это связано с ранним половым созреванием рыбы и высокими температурами воды в летний период в прибрежных районах Южной Норвегии. Кроме того, фермеры продают свою рыбу по максимально возможным ценам, чтобы рассчитаться по кредитам, развиваться и увеличивать объемы производства.
Тот факт, что фермеры продают основную часть урожая осенью, не означает, что они не хотят долгосрочных контрактов с сетевыми универсамами или другими привлекательными клиентами. Пока только несколько фермеров, выращивающих треску, имеют пробные партии для заключения долгосрочных контрактов по поставкам на весь год. Остальные еще не достигли производства продукции в необходимых объемах.
Компетентный штат сотрудников - одно из условий для гарантии успешности фермерского производства трески. Интервью с управленцами восьми компаний показало, что наиболее важные преимущества - благоприятное расположение фермы, высокий уровень качества продукта, компетентный штат, способность осуществлять поставки по заказу и хорошие отношения с другими компаниями. Важное значение имеют управление и способность справляться с технологическими и биологическими вызовами, возникающими в процессе производства. Поэтому компетенция сотрудников имеет решающее значение в сокращении расходов на издержки производства.
Компании пробуют использовать свои преимущества в конкурентной борьбе. Это позволяет проверить различные стратегии производства. Некоторые из предприятий преуспеют. Другие потерпят неудачу, но их опыт управления послужит возможному освоению самых успешных стратегий. Таким образом, они могут внести свой вклад в будущий рост и развитие производства фермерской трески. Исследовательский проект по оценке успешности бизнеса в секторе производства трески выполнен подразделением Nofima Market и the Nordland Research Institute. Финансирование - the Research Council of Norway.