Перспективы сокращения поставок культивированного лосося из Чили
В последнее время на японском рынке стало появляться все больше информации о том, что перспективы сокращения поставок культивированного лосося из Чили постепенно превращаются в реальность, которую раньше наотрез не хотела принимать большая часть пользователей. Главной причиной может стать не расширение продаж на рынки альтернативные японскому рынку, а ухудшение ситуации с производством, что добавляет тревоги и усиливает позиции тех продавцов, которые, работая в тесном контакте с чилийскими производителями, пытаются поднять уровень цен на чилийскую продукцию и остановить тем самым постепенное снижение заинтересованности производителей в выпуске кижуча и прочей продукции для рынка Японии. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 30.04.2008 г.
Отмечается, однако, что на данный момент те японские пользователи, которые ориентированы на работу с чилийским кижучем, пока не видят оснований для серьезного беспокойства, поскольку информация о сокращении производства относилась главным образом к семге. Сообщалось, в частности, что сокращение производства семги может достичь достаточно серьезных масштабов из-за резкого повышения уровня смертности рыбы в садках под влиянием инфекционных заболеваний, ограничить распространение которых пока не удается. По данным японских импортеров, заболевание имеет вирусную природу (ISA) и начало его активного распространения относится еще к осени прошлого года. Первоначально чилийские производители были настроены довольно благодушно и считали, что они смогут без больших проблем ограничить распространение заболевания если не одним, то несколькими районами производства, однако вскоре после новогодних праздников стало ясно, что решение задачи ограничения масштабов распространения будет далеко не таким простым, как казалось ранее.
По мере того, как прорисовывался характер проблемы, менялся и характер прогнозов относительно перспектив производства и поставок. Еще в феврале говорилось о том, что сокращение товарного производства может составить приблизительно 15-20% от планов производителей на сезон 2007-2008 годов, в марте от импортеров стала поступать информация о том, что размер сокращения будет, скорее всего, больше 20% и может увеличиться до 30%, а к концу апреля импортеры стали предупреждать пользователей о том, что сокращение производства в пределах 30% может в нынешних условиях считаться довольно удачным исходом борьбы с эпидемией, причем сообщения становились тревожнее буквально день ото дня.
Одновременно с этим поступала информация о том, что и темпы роста форели являются намного более медленными, чем обычно. Дополняла картину и информация о сокращении производства кижуча по сравнению с прошлым сезоном. И все это в совокупности становилось основанием для постепенного укрепления конъюнктуры рынка и ухода цен с нижних точек падения.
При этом наибольшее внимание уделялось проблемам с производством кижуча, хотя эти проблемы не имели прямого отношения к эпидемии, охватившей хозяйства, выращивающие семгу. По данным японских импортеров, отсутствие серьезных успехов в деле повышения уровня цен на японском рынке заставляет большинство чилийских производителей, включая ведущих, сокращать усилия по производству кижуча и корректировать планы на сезон 2008-2009 годов, поскольку при нынешнем уровне цен на рынке Японии работа с кижучем становится нерентабельной вследствие повышения уровня себестоимости производства. Отмечается, что разговоры о сокращении чилийского производство мороженого кижуча для японского рынка идут уже довольно давно, еще с конца прошлого года, но на этот раз вероятность такого развития событий оценивается уже как достаточно высокая.
Тем не менее, обращает на себя внимание то, что реакция основных рынков на сообщения о серьезных проблемах у чилийских производителей по-прежнему остается слишком спокойной с точки зрения характера сообщений. Очень осторожная была реакция японских пользователей на сообщения о сокращении производства кижуча и почти равнодушной была реакция американского рынка на сокращение производства семги. Предполагается в связи с этим, что американский рынок вступил как минимум в полосу застоя, тогда как еще год назад прогнозы дальнейшего расширения рынка считались более обоснованными, стимулируя лососеводов к увеличению товарного производства.
В то же время даже японские импортеры считают, что ситуация с производством семги приобретает угрожающий для чилийских производителей характер и может иметь неблагоприятные последствия для японского рынка, хотя непосредственного отношения к нему не имеет вследствие очень ограниченных размеров поставок ( в 2007 г. импорт в Японию мороженой семги из Чили сократился по сравнению с 2006 г. почти на 60%, до уровня всего 0,7 тыс.т, а поставок свежей семги не было зафиксировано вовсе). О своих трудностях сообщали все ведущие производители, а импортеры связывали это прежде всего со слишком высокой плотностью посадочного материала, что способствовало быстрому распространению эпидемии и сильно снижало эффективность мер противодействия.
На нынешний год планы производителей подразумевали вывод товарного производства семги в Чили суммарно на уровень 400,0 тыс.т по кругляку и 370,0 тыс.т по необезглавленной потрошеной продукции. На настоящий момент прогнозы указывают на то, что производство может не достичь даже уровня 250,0 тыс.т, сократившись более чем на 30%. В числе пострадавших от столь значительного сокращения производства семги в Чили должен оказаться прежде всего рынок США, который заинтересован в первую очередь в поставках свежей продукции, но никакого шума на американском рынке эти панические сообщения из Чили в апреле уже не вызвали, тогда как в феврале намного менее серьезная информация привела к довольно заметному скачку цен на чилийскую продукцию. За март и апрель цены на нее начали возвращаться на прежний уровень и никаких признаков роста уже не наблюдалось.
По данным японских импортеров, сокращение поставок свежей семги из Чили на американский рынок компенсируется ростом поставок свежей форели, но полной компенсации не наблюдается, поскольку адекватного роста поставок форели не происходит. По мнению импортеров, сама активность спроса на чилийскую продукцию в США снизилась, в том числе и вследствие повышения цен на нее. Кроме того, проблемы в экономике и, прежде всего, в финансовой сфере стали оказывать сдерживающее влияние на характер конечного потребления. На европейском рынке продажи чилийской семги столкнулись с еще большими сложностями, поскольку цены на чилийскую и норвежскую продукцию оказались в противофазе и работа с норвежской продукцией стала для европейских пользователей еще более привлекательной, а рынок чилийской семги сузился.
В то же время и без того серьезное положение чилийских производителей усугубляется проблемами с производством форели. Развитие форели отличалось в нынешнем сезоне явно невысокими темпами, что сильно сказывается на товарном производстве. Для японских же пользователей это, по мнению импортеров, чревато серьезным сокращением поставок, поскольку сокращение предложения сопровождается ростом конкуренции за закупки со стороны российского рынка. Импортеры сообщали о том, что российские власти пошли на отмену систему лицензирования (сертифицирования) производителей товарной продукции для рынка России и снятие этих ограничений (до этого сертификаты имели только 11 компаний) может способствовать заметной активизации отгрузок форели в Россию, тем более, что, по данным японских импортеров, снятие ограничений было осуществлено по инициативе именно российской стороны, которая испытывала проблемы с насыщением спроса на своем рынке из-за дефицита поставок.
Однако пока быстрого наращивания темпов отгрузок форели российским получателям не наблюдается, по крайней мере, так полагают японские импортеры. Основным препятствием для быстрого расширения экспорта форели в Россию стали, по их данным, сильно завышенные требования чилийской стороны, которая подняла цены своих предложений вопреки сообщениям о том, что российские покупатели не намерены безоглядно идти на принятие требований производителей даже в условиях сильного курса рубля к доллару США. Импортеры считают, что российская сторона с ростом объема закупок форели в Чили постепенно переходит на более осторожные позиции и проявляет явно сдержанную реакцию в тех случаях, когда ценовые предложения производителей выходят за рамки текущих представлений о приемлемых ценах. Отмечается, что российские покупатели в последнее время стали вести более грамотную политику в области закупок чилийского лосося, больше внимания обращают на информацию об условиях японских закупок, которые пока являются намного более крупными по объемам, и пытаются вести дела в соответствии с конъюнктурой мирового рынка.
Японские специалисты рынка отмечают в этой связи, что такое положение вещей, с одной стороны, не может не радовать японскую сторону, которая раньше была серьезно озабочена сообщениями о высоком уровне цен по российским закупкам форели в Чили и беспокоилась по поводу вытеснения японских покупателей с этого рынка. С другой стороны, такие перемены в действиях российских покупателей также могут служить причиной для не слишком хорошего настроения у японской стороны, поскольку они говорят о том, что позиции российской стороны набрали уже столько веса, что позволяют российским покупателям вести себя на этом рынке намного увереннее, чем раньше. Отмечается, что пока японской стороне в действительности не стоит проявлять видимое беспокойство по поводу активности российских конкурентов, поскольку для чилийских производителей сложившаяся система расчетов с японскими покупателями является более привлекательной и обеспечивает более надежные условия для поступления средств за отгруженную продукцию, однако в дальнейшем ситуация может измениться и перспективы сокращения производства в этом плане только добавляют оснований для тревоги.
Ситуация же с производством кижуча в Чили имеет потенциал серьезной угрозы для стабильности положения на японском рынке. Японский рынок остается на настоящий момент безусловно главным рынком чилийского кижуча, но именно это и не устраивает большую часть чилийских производителей ввиду того, что ценовая ситуация на этом рынке предъявляет жесткие ценовые ограничения. Недовольство производителей по этому поводу оформилось в нынешнем сезоне в виде политики искусственного сдерживания наличного предложения, особенно на этапе сезонного пика поставок, который обычно приходится на зимние месяцы. Это по замыслу чилийской стороны должно было обеспечить серьезное повышение уровня цен, однако пока этого добиться не удалось и повышение цен если и происходит, то в довольно скромных с точки зрения чилийских производителей масштабах.
Между тем, ситуация с производством форели и, особенно, семги заставляет чилийскую сторону идти на более решительные меры для улучшения своего финансового положения. По данным японских импортеров, для большей части производителей мировые в полном смысле этого слова рынки семги и форели выглядят намного привлекательнее японского рынка кижуча и даже высокий риск потерь от эпизоотии не может остановить их от внесения серьезных корректировок в первоначальные планы на сезон 2008-2009 годов, который начинается уже с июля. Отмечается, что другого пути для решения проблем кроме как полного переноса акцента на работу с семгой и форелью многие чилийские производители в нынешнем году уже не видят, поскольку реального прогресса в деле превращения кижуча в реальный товар для мирового рынка так и не было достигнуто, несмотря на достаточно активные усилия чилийской стороны.
У импортеров в апреле появились просто пугающие данные о том, что некоторые производители совсем отказались от планов производства кижуча для японского рынка и не намерены заниматься этим в дальнейшем. По некоторым оценкам, это может привести к тому, что уже в будущем сезоне товарное производство кижуча в Чили может сократиться не менее чем на 20,0 тыс.т, а то и еще больше. Однако даже столь суровые прогнозы пока не производили особого впечатления на японских пользователей, особенно промышленных, у которых, в отличие от сетевых розничных торговцев, нет особых вариантов для уступок в вопросе о ценах закупок мороженого сырья. Переработчики очень опасаются того, что резкий скачок цен на чилийского кижуча может быстро привести к спаду активности конечного потребления филе фиксированной солености.
Кроме того, у японских пользователей были и внерыночные причины для осторожности. основанием для этих причин были сообщения о том, что некоторые из тех чилийских производителей, которые открыто заявляли об отказе от работы с кижучем, на самом деле передали его производство другим производителям, и это в итоге не приведет к столь серьезному сокращению суммарного производства, как об этом говорится в пессимистических прогнозах.