Петербург хотят сделать рыбной столицей
Не прошло и полугода со дня "кончины" Морского рыбного порта в Петербурге, как Смольный объявил новый поход за свежей рыбкой. Поскольку руководство первого рыбного порта летом этого года решило, что автомобилями заниматься гораздо выгоднее, чем "морским товаром", чиновники решили найти желающих заполнить пустующую нишу. Конкурс на строительство рыбных объектов еще не объявили, а претенденты уже выстроились в очередь.
К 2011 году в Петербурге и пригородах должно появиться, как минимум, 4 крупных рыбных рынка. Первый - на берегу Невы в Невском районе - сдадут в эксплуатацию в 2009 году. Смольный хочет создать целый рыбный комплекс: салаку и сельдь из морей и океанов будут доставлять в новый рыбный порт, там же ее заморозят или переработают, а рыбу дорогих сортов (осетра, форель и стерлядь) вырастят в Петербурге и в Пушкине. Во всех рыбных центрах построят рестораны, где будут кормить деликатесами из морской и речной живности.
Как сообщил председатель КЭРППиТ Алексей Сергеев, первым в Петербурге откроют так называемый "имиджевый" рыбный рынок. Сейчас правительство города активно подыскивает ему место. "Мы хотим, чтобы рынок был на берегу Невы, недалеко от центра города. Возможно, в северной части Невского района", - рассказал Сергеев. Это место, по словам чиновника, должно привлекать туристов. Их хотят подвозить к специально построенной пристани на туристических пароходиках и развлекать зрелищем плавающей в Неве "благородной" рыбы. Как уверяет заместитель председателя КЭРППиТа Николай Архипов, пробы воды, взятые в Неве у створа Таллинской улицы, показали: в петербургской реке вполне могут жить и форель, и семга. Жаль, что недолго.
Имиджевый рынок будет предназначаться, в основном, для розничной продажи свежей рыбы. Кроме того, на территории комплекса откроют два ресторана. Объем инвестиций в этот проект пока не уточняется. Сколько денег вложить в "рыбный имидж" Петербурга, решит инвестор, которого выберут на конкурсе в первом квартале 2008 года.
Разводить рыбу для петербуржцев будут и на территории Пушкинского района. Но центром "рыбной жизни" города суждено стать станции Горская. Именно там сейчас проходят землеустроительные работы под новый рыбный терминал. В Смольном считают, что эта территория оптимальна для строительства межрегионального перерабатывающего рыбного комплекса. В акватории Невской губы возможно строительство большого морского приемного терминала. Кроме того, территория обеспечена необходимой логистикой (фарватер и железнодорожная ветка). По словам Николая Архипова, сейчас в разработке находится 164 га в Приморском районе на берегу залива. Из них нужно выделить от 18 до 32 га, в зависимости от инвестиционного проекта, и отдать под строительство рыбного порта.
Сейчас на проект, по словам Архипова, есть 4 претендента. Строить рыбную столицу хотят Ассоциация рыбоперерабатывающих предприятий, компания "РОК-1", а также некая дальневосточная фирма и совместный датско-финско-шведский холдинг. Возможно, на право строительства рыбного терминала будет претендовать и девелоперская компания "Евразия Логистик"(дочерняя структура ИПГ "Евразия" Мухтара Аблязова, строит складской комплекс в Шушарах), которая сейчас ведет работы по определению участка для реализации проекта.
По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, компания решает имущественные вопросы, связанные с участком. На территории, которую планируют предоставить под рыбный порт, расположены разные объекты, находящиеся в частной и государственной собственности. Например, там стоят склады стройматериалов для возведения комплекса защитных сооружений города от наводнений.
В компании "Евразия Логистик" пока вперед не заглядывают и не озвучивают своих намерений по поводу участка. Но то, что организация будет участником торгов на территории под рыбный терминал, не опровергают.
По словам Николая Архипова, в комплекс в Горской могут вложить порядка 150 миллионов евро. На территории рыбного порта планируют расположить складские терминалы, рыбоперерабатывающие предприятия, оптовый рынок и даже электронную рыбную биржу. Однако глава КЭРППиТа говорит, что сумма инвестиций - пока приблизительная, в расчете на освоение территории площадью 50 га. Сколько же на самом деле места займет комплекс, пока неизвестно. Как прокомментировал глава комитета по строительству Роман Филимонов, на торги может быть выставлена территория площадью от 6 га.
Как сообщили чиновники, идея построить новый рыбный порт пришла им тогда, когда в начале лета 2007 года ООО "Морской рыбный порт" решил окончательно переориентироваться на "несъедобные" грузы и возить в Петербург вместо свежей рыбы автомобили. В компании "Морской рыбный порт" посчитали, что работать с автомобилями выгоднее: они не портятся и для их хранения не нужны дорогостоящие холодильные установки. Порт заключил контракт с компанией Nissan Motors и приступил к активной транспортировке автомобилей.
Для этих целей переоборудовали часть терминалов, оставив для поставок морской продукции только 30% грузооборота. Модернизация обошлась фирме в 80 миллионов долларов, но руководство, в расчете на сверхприбыли от автогигантов, не поскупилось.