По оценке Счетной палаты в последнее время государством много сделано, чтобы рыбаки работали эффективно
- Сегодня многих волнуют вопросы, связанные с нашим рыбным хозяйством. Как Счетная палата оценивает процессы в этом секторе народного хозяйства?
- В своей деятельности Счетная палата большое внимание уделяем вопросам эффективного использования государственных средств и государственной собственности, которые сегодня направляются на рыбную отрасль. Эффективность работы отечественного рыболовства - немаловажный фактор продовольственной безопасности. Этому аспекту уделено особое внимание в Доктрине продовольственной безопасности.
По данным Федерального агентства по рыболовству 2010 год был самым успешным для рыбохозяйственной отрасли с точки зрения валовых показателей за последние 10 лет - объем добычи по итогам добычи составил более 4 млн. тонн, показатель среднедушевого потребления рыбы вырос до 19 кг в год.
По оценке Счетной палаты в последнее время государством много сделано, чтобы рыбаки работали эффективно - это и новые формы субсидирования затрат по кредитам на приобретение нового рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию флота и формирование по сути нового нормативного пространства - переход на 10-летнее закрепление квот вылова за конкретными рыбопромысловыми организациями, изменился механизм предоставления рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства, что особенно актуально для Дальнего Востока.
- В последнее время очень много говориться о любительской рыбалке. Это даже стало вниманием Президента страны. В чем здесь проблема?
- Сегодня тема любительского рыболовства и распределения рыбопромысловых участков для любительского и спортивного рыболовства получила большой общественный резонанс.
Для нашей страны это очень важный вопрос, затрагивающий свыше 20 млн. граждан. Более того, это еще и продовольственная поддержка для многих семей, в особенности, проживающих в регионах, богатых рыбой. Например, в 2009 году на 1 рыбака-любителя в пресноводных водоемах оценочный улов составил около 7 кг рыбы.
Если оценивать сколько государство предоставляет для этого ресурсов, то на долю квот, предусмотренных для этого вида рыболовства ежегодно приходится до12 % общедопустимых уловов, на 2010 год - около 12 тыс. тонн, при этом на виды рыбы, по которым общедопустимые уловы не устанавливаются приходится еще 14,8 тыс. тонн, всего более 26,8 тыс. тонн.
В свое время поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приняла Государственная Дума по инициативе фракции «Единая Россия» - эти поправки предусматривают возможность предоставления рыбопромысловых участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, а также то, что рыболовство на таких участках осуществляется гражданами при наличии путевки, то есть за плату.
Этот же закон устанавливает права граждан России осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно.
Проблема как всегда в реализации этих норм закона, когда водоемы практически по всей длине береговой полосы нарезали на рыбопромысловые участки и распределив указанные участки между пользователями. Многие пользователи в свою очередь начали с того, что установили заграждения и объявления о платности, что конечно же не соответствует закону.
- Известно, что Счетная палата в последние годы осуществляла много совместных мероприятий с зарубежными коллегами по вопросам рыболовства. А как за рубежом осуществляется этот процесс?
- Примером такого контрольного сотрудничества может быть параллельная проверка эффективности использования запасов Баренцева и Норвежского морей, которую мы осуществили совместно с нашими норвежскими коллегами. Конечно вопрос любительского рыболовства не находился в нашей компетенции, но мы изучили вопрос как с этим обстоит в Норвегии.
Если оценивать зарубежный опыт, то любительское и спортивное рыболовство в большинстве стран регулируется исключительно с целью сохранения запасов рыбы и не связано с платностью пользования водными биоресурсами.
В Норвегии в соответствии с законодательством рыбные ресурсы в море являются общим достоянием, и поэтому все лица, находящиеся в Норвегии имеют равные права бесплатно заниматься любительским и спортивным рыболовством при соблюдении определенных требований и правил.
Основная сфера ограничения любительского и спортивного рыболовства связана с ограничениями по времени и районам ведения лова, что в свою очередь обусловлено обеспечением нерестового периода. Имеется также ограничения по орудиям рыболовства и ограничения по обороту пойманной рыбы, а также особое регулирование для иностранцев.
Практически такая же схема и в США, при этом платными в указанных странах являются услуги, предоставляемые рыболовам в виде аренды снастей, жилья и других услуг.
Характерной особенностью зарубежного опыта, имеющего по-моему мнению положительный эффект, это то, что в регулировании спортивного и любительского рыболовства определяющая роль принадлежит органам управления муниципального уровня, коммунам и общественным организациям.
- Что же не так пошло у нас?
- Как показала практика реализации новых норм закона о рыболовстве, они были не просто не выполнены, а искажены. Все свелось к разделению водоемов на участки в практически полных размера и их распределению для организации «платного» рыболовства. И как следствие, к взиманию соответствующей платы с рыболовов.
При этом не были учтены местные особенности, присущие конкретным регионам. Между тем именно субъекты Российской Федерации ответственны за формирование перечней рыбопромысловых участков, то есть как разделить водоем и на сколько участков, сколько территории оставить без участков.
С другой стороны не созданы нормы, которые регламентировали бы деятельность пользователей участков по благоустройству территории, по зарыблению водоемов, по строительству инфраструктуры и др. сопутствующей деятельностью.
В ходе реализации норм закона о предоставлении рыбопромысловых участков для использования их под спортивное и любительское рыболовство были допущены следующие нарушения и недостатки:
- отсутствует нормирование того, какие размеры должны быть у участка и сколько участков должно быть на одном водоеме;
- отсутствует нормы как должен использоваться участок - какие сооружения построены, какие работы проведены;
- отсутствует какие действия должны быть совершены, если пользователь участка не выполняет требования договора о предоставлении ему участка, не оказывает услуги, а лишь берет плату с рыбаков по сути за право промысла, что является нарушением закона.
В силу указанных нарушений возникли перекосы, когда отдельные водохранилища оказались практически полностью поделены на участки с предоставлением 1-го небольшого свободного пространства для бесплатного доступа рыбаков.
Кроме того, имеются факты, когда уже распределенные участки выставляются на перепродажу - были оформлены на подставные фирмы, где меняется учредитель и участок перепродается.
- Какие Вы видите меры, необходимые для исправления данной ситуации?
- Необходим комплекс мер - от внесения изменений в законодательство, направленных на боле четкую регламентацию данных процессов, до принятия четких правил любительского и спортивного рыболовства.
В настоящее время введен мораторий на предоставление новых участков, осуществляется ревизия распределенных участков. Агентством по рыболовству создана специальная комиссия, что важно с участием рыбацкой общественности.
С точки зрения Счетной палаты необходимо жестко и четко нормировать процесс формирования перечня участков для спортивного и любительского рыболовства, определить стандарты, сколько на конкретных водоемах необходимо сохранить «открытых» участков, а сколько можно передать в пользование за плату.
При этом даже на платных участках должна быть обеспечена норма закона, которая гласит, что граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. То есть если гражданин не пользуется услугами, то он должен иметь безусловное право на свободный и бесплатный доступ к водоему.
Необходимо также придать больше прав органам муниципальным органам власти и общественным организациям рыбаков при регулировании процессов распределения участков и заключения соответствующих договоров. В таком случае рыбаки-любители станут дополнительным элементом борьбы с браконьерством.
Таким образом, полумерами здесь не обойтись и нужна действенная работа законодателей, органов исполнительной власти на всех уровнях и муниципалитетов.




















