{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Под тотальным контролем ловят рыбу прибрежники Мурмана

27 декабря 2007 10:51

У любого руководителя компании прибрежного рыболовства начинает болеть голова и времени не остается ни на что, когда его судно приходит в родной порт. В то недавнее ноябрьское утро генеральный директор ООО «Севрос» Сергей Махотин собрался встретить на причале очередной траулер с рыбой.

Пришло судно вовремя, как и планировалось, - около 6 утра. Через час закончили работу комиссии контрольно-пропускного пункта и таможни. А потом стало ясно, что до обеда здесь вряд ли успеют обработать пароход.

Позже рыбаки предоставили хронологию прихода того судна в Мурманский морской рыбный порт.

Вот выдержки из нее.

Таможня, занимающаяся выпуском груза, работает с 10 до 22 часов.
12.30 - документы поданы в таможню.
14.00 - докеры ММРП готовы к разгрузке, готовы принять рыбу и рабочие рыбопереработки.
14.30 - таможня обнаружила ошибку в записи ветеринарного свидетельства (вместо «печень охлажденная тресковых пород рыб» врач написал «печень трески охлажденная»). Таможня не принимает этот документ.
Пришлось, искать врача погранветпункта, который в 8 утра сменился; исправить документ удалось в 16.30.
17.00 - таможня отправляется на борт судна осматривать (фотографировать) печень.
18.20 - оформление акта осмотра таможней.
20.15 - получено «добро» на выгрузку.

Докеры смогли приступить в тот раз к работе только в 10 вечера. И закончилась эта рядовая эпопея уже на следующие сутки - около часу ночи.

Судно, пришедшее в свой порт со свежей охлажденной рыбой, потеряло слишком много времени. По этой причине продукция из охлажденки уже перешла в другую категорию и потеряла в цене.

С тех пор как у нас в области в качестве самостоятельной отрасли рыбохозяйственного комплекса сформировалось прибрежное рыболовство, вокруг него образовалось множество структур. Без взаимодействия с ними сегодня трудно представить себе возможность рыбачить и доставлять морепродукцию на берег.

Каждое судно при заходе в порт должно пройти проверку нескольких инстанций по многим позициям, прежде чем начнут разгружать морепродукты. При этом четыре из них - погранветпункт, областное управление по ветеринарии, санконтроль, нацрыбкачество - занимаются одним и тем же. Две первые просто дублируют друг друга, выдавая ветеринарные свидетельства.

На одно суденышко, по подсчетам рыбаков, приходится ровно 20 структур, которые проверяют его «от» и «до». 17 из них не предусмотрены никакими международными нормами. Поэтому, попадая в порты соседней Норвегии, например, наши рыбаки только удивляются оперативности обработки судов. Некоторые процедуры приходится повторять при каждом заходе в порт, а прибрежники делают это раз в 1,5-2 недели. Другими словами, 50 раз в год они вынуждены готовить уведомления в таможню и проходить пограничный контроль, 25 раз (приход-отход) выполнять требования еще по семи процедурам. Остальное, можно сказать, по мелочи - от 1 до 12 раз.

Случается, затраты времени на оформление грузовой декларации со стороны таможни могут достигать у океанистов 24 часов. Свою лепту в потери вносит и Северный флот, иногда закрывая участки для промысла или залив для движения. Минувшим летом, подсчитано, эффективное использование рыбодобывающего флота составило 45 процентов.

Возросли и сроки проведения лабораторных исследований охлажденной рыбы. В таких условиях даже выловленная в последние часы перед отправкой в порт рыба оказывается с просроченными сроками хранения и, по существующим правилам, может быть использована только на кормовые цели или утилизирована на рыбную муку. Таким образом всякий «хвост», взятый за пределами 12-мильной зоны, попадает под подозрение.

Всего же на прибрежном лове занято около 70 судов. Кроме Ассоциации прибрежников несколько таких кораблей есть и в Союзе рыбопромышленников Севера. Каждое рабочее судно набирает за год до 17 суток простоя. При условии, что все они занимаются промыслом, потери составят уже 1190 суток. Среднесуточный вылов рыбы составляет 3,75 тонны сырца и соответственно выпуск готовой продукции -2,5 тонны. Всего же за год мы недосчитываемся почти трех тысяч тонн качественной охлажденной рыбы (в основном тресковых пород). Стало быть, и рыбопереработка ее не получит. Вот такая невеселая арифметика.

Неделю назад, как уже сообщала «Полярная правда», доведено до ума сентябрьское постановление правительства РФ о неоднократном пересечении государственной границы без прохождения пограничного контроля. Речь идет о судах, которые не имеют права заходить в территориальные воды других государств, перегружать в море улов и высаживать пассажиров. Но прибрежники и прежде не «грешили» по этой части, а обязаны были доставлять морепродукты в российский порт, чем занимаются и по сей день.

Правда, не услышали пока рыбаков в другом. Как они считают, по новым правилам рыболовства для Северного бассейна, действующим с лета нынешнего года, практически под угрозой закрытия оказываются 90 процентов наиболее продуктивных траловых районов. Их возражения не учли при разработке документа. В таких условиях в 12-мильной зоне можно будет ловить только ярусом и электронными удами. А этими экологически чистыми орудиями лова почти 12 тысяч тонн трески и пикши (годовая квота) не взять. Да и измененный Госдумой закон о рыболовстве усложняет порядок промысла за 12-мильной зоной, и осуществляться он будет только с позволения правительства РФ. Такая практика, опасаются рыбаки, создает искусственную правовую преграду и способна загубить прибрежное рыболовство.

Полярная звезда
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>