Политика открытого моря
Развивающиеся страны при поддержке ЕС предлагают пересмотреть Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. 2 июня во ВНИРО состоялось заседание Научно-консультативного Совета по международному рыбохозяйственному сотрудничеству на тему: «Новое в российском международном рыболовном праве». Об этом сообщает Fishnet.ru.
Первым вопросом участники рассмотрели новые условия российского промысла в открытом море в развитии принятого 2 мая 2015 года № 120 – ФЗ. Законом введено единое понятие «открытое море», означающее акваторию, расположенную вне 200-т мильных зон государств, включая такие районы, находящиеся под управлением международных конвенций. При этом, современное право государства на общий ресурс, т.е. добывать ВБР без ограничения, распространяется исключительно на толщу воды. На сидячие виды и недра это право не распространяется.
По мнению Росрыболовства, принятием № 120-ФЗ решаются три основные задачи:
- Обеспечение безопасности РФ в области рыболовства в открытом море, включая районы действия международных договоров РФ;
- Привлечение к ответственности юр лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения;
- Обеспечение выполнения международных обязательств РФ по международным соглашениям.
Центральный раздел нового Закона – это часть 4 ст.19. Если раньше деятельность российских рыбаков в открытом море практически никак не ограничивалась, то с принятием № 120-ФЗ промысел в таких районах осуществляется строго в соответствии с требованиями Правительства РФ. Далее участники обсудили этот свод требований.
№ 120-ФЗ применяется не к судам и капитанам, а к двум категориям пользователей - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Требования к ним будут конкретизированы в ближайшее время в Постановлении Правительства, над которым в настоящее время работает Росрыболовство.
По статистике за последние 5 лет было выявлено более 40 судов под различными флагами. Лишь только 10 из них смогли подтвердить свой флаг. Теперь с принятием № 120-ФЗ и соответствующих подзаконных актов в его развитии можно будет привлечь к ответственности таких нарушителей в соответствии с российским законодательством. При этом к ответственности привлекается не судно, его капитан и тд, а именно юр лицо либо индивидуальный предприниматель.
В соответствии с новыми требованиями юр лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в открытом море и районах действия международных договоров на судах под российским флагом обязаны:
- иметь разрешение на промысел в конкретном районе от Росрыболовства;
- предоставлять результаты о ведении промысла;
- на своих судах иметь необходимые технические средства контроля, обеспечивающие постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна. Росрыболовство должно всегда знать местоположение судов российского флага.
- соблюдать нормы, установленные международными договорами РФ и принятые в соответствии с ними правила и требования.
Если эти требования не соблюдаются, юр лицо либо индивидуальный предприниматель могут лишиться разрешения на промысел от российского регулятора в лице Росрыболовства и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим российским законодательством.
Дискуссию участников вызвало положение, по которому в разрешении на промысел теперь необходимо указывать точный объем вылова даже в тех районах, где вылов ВБР не ограничен. Добрать объем сверх, можно также подав дополнительную заявку, что не должно занимать у предпринимателей, по словам представителей ВНИРО, более 3-х дней. Если раньше в промысловых билетах была запись «по факту», то теперь перелов более вписанной цифры – это нарушение Закона. Без этого, по мнению представителей ВНИРО, контроль теряет всякий смысл. При этом, участники подчеркнули, что заявительный принцип остается. Было заявлено, что в скором времени Росрыболовство перейдет на автоматизированную систему выдачи разрешений.
В настоящее время, протоколы международных комиссий не являются международными договорами – такова позиция МИД РФ. Однако, предложено протоколам ежегодных международных сессий придавать в России форму правового акта. Однако, чтобы процесс не растягивался на долгий период принятия, чтобы пользователи не теряли промысловое время, ВНИРО предлагает протоколы обязательно публиковать в Российской газете. После 10 дней со дня такой публикации Протокол становится анонсированным правовым актом и вступает в силу. Факт бумажного опубликования и точности перевода здесь очень важен, так как из практики в следствии неточностей перевода и разночтений в трактовке таких документов, Россия теряла существенные объемы ресурса, к примеру 20 тыс. тонн окуня в НАФО.
На совещании было отмечено, что ФСБ осуществляет контроль судов в отношении только трансграничных, далеко мигрирующих и анадромных видов рыб. Однако отсутствие на сегодняшний день классификатора ВБР осложняет положение дел для практиков.
Из состоявшегося обсуждения можно сделать вывод, что рыболовство открытого океана рассматривает и решает многие важные проблемы, такие как контроль и регулирование промысла. Но при этом ни одного слова не звучит о стимулах российских предпринимателей идти в Мировой океан, а также об их защите государством в международных спорах и перипетиях, которые случались в прошлом и могут возникнуть впредь.
Секция международного рыболовства заслушала доклад Заместителя Управления международного сотрудничества Росрыболовства Дмитрия Кременюка на тему: «Новое в определении правового режима рыболовства в анклаве Северного Ледовитого океана». Докладчик отметил, что в мае 2015 г. Правительство России поручило МИД подписать декларацию пяти приарктических стран о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана. Последствием подписания декларации станет введение моратория на коммерческий рыбный промысел в анклаве Северного Ледовитого океана. Для получения объективной научной информации России необходимо усилить свои рыбохозяйственные исследования в Арктических водах и добиваться строительства НИС ледового класса, которые нужны для их выполнения.
Россия до сих пор не присоединилась к одному из 3-х основных международных соглашений по рыболовству – к Соглашению ФАО по открытому морю 93-го года. Этому есть ряд причин. Во -первых к рыболовным судам по классификации этого Соглашения относятся только суда, ведущие коммерческий лов ВБР в отличие от КТМ РФ, где этот перечень значительно шире. Соглашение ФАО обязывает страны вести отдельный реестр рыболовных судов. В то время как в России действует Единый государственный судовой реестр, в котором значатся все типы судов, рыболовные суда в отдельный реестр у нас не выделены.
Есть и другая проблема. Страны-участники данного Соглашения обязаны предоставлять открытую информацию о своих рыболовных судах. Однако российские рыболовные суда – это, как правило, суда двойного назначения, в связи с чем, этот пункт для нас не выгоден.
Участники заседания отметили, что на международной арене России нужно активнее кооперироваться с другими странами, искать партнеров и союзников. Так как это одна из основных составляющих современной рыболовной дипломатии. По-прежнему остается актуальным вопрос – впустят ли российских рыбаков года через три в Мировой океан с нашим устаревшим флотом? Быть или не быть морскому рыболовству РФ?
Нерадостный сценарий развития событий озвучил участникам совещания Заведующий лабораторией международного морского рыболовного права ВНИРО, профессор, заслуженный юрист, член Международного арбитража по морскому праву ООН Камиль Бекяшев. Развивающиеся страны при поддержке ЕС намерены изменить режим морского рыболовства, да и сам принцип открытого моря. Их предложения касаются пересмотра основной Хартии морей и океанов – Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. По словам Камиля Бекяшева, при Генеральной Ассамблее ООН создана уже неофициальная Рабочая группа, которая готовит эти изменения. Рыбные ресурсы Мирового океана предлагается объявить общим наследием человечества. За рыбные ресурсы Мирового океана странам придется дорого платить. Каждое государство будет покупать участки Мирового океана за немалую плату.
Предполагается создать специальный международный орган, который будет выдавать лицензии странам на промысел в открытом море и стоить эти лицензии будут очень дорого. Это означает ликвидацию всех RFMO. Взамен которых будет создана Всемирная организация по морскому рыболовству, которая будет продавать лицензии на промысел, 30% от стоимости которых надо будет перечислять на развивающиеся страны. Весь Мировой океан будет поделен на МОРы (морские охраняемые районы). При таком развитии событий российскому морскому рыболовству, как и китайскому фактически придет конец.
В Конвенции ООН от 82-го года на данный момент состоят 167 государств. 130 развивающихся стран при поддержке ЕС вполне могут продавить такой негативный для России сценарий. Особенно активны в этом отношении Индонезия и Австралия. Против этого выступают Россия, США и Китай. В заключении заседания участники отметили, что России необходимо активнее влиять на политику открытого океана, контролировать эти процессы и участвовать в них.





















