Популизмом считает рыбное лобби Дальнего Востока намерение вернуть рыбу на берег
Популизмом является и стремление вернуть российскую рыбу на российский же берег, и опасения, что новшества в российском законодательстве могут отправить на экспорт – в виде сырья – уловы рыбодобытчиков-"прибрежников" Дальнего Востока.
Реальность такова, что России рыба не нужна, а интересы тех, кто имеет сейчас доступ к отечественным рыбным богатства, должны стоять во главе угла. Такое мнение в ходе брифинга во вторник, 25 июня, высказали депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов и президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на РИА PrimaMedia.
Напомним, что 21 июня 444 депутата нижней палаты российского парламента проголосовали за принятие закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в третьем чтении. Сегодня, 26 июня, законопроект будет рассмотрен на очередном пленарном заседании Совета Федерации РФ.
Отметим, что статья 18 законопроекта к аквакультуре никакого отношения не имеет. Как ранее сообщало агентство, инициаторы поправок в закон "О рыболовстве" ратуют за то, чтобы власти отдельных регионов могли – путем обращения в правительство РФ – разрешать местным "прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море (действующее законодательство этого не допускает), и везти их куда угодно. Что характерно – положения статьи 18 должны вступить в силу спустя 10 дней после опубликования законопроекта, а собственно закон "Об аквакультуре" начнет действовать только с 2014 года.
Как сообщил в ходе брифинга депутат Госдумы Георгий Карлов (один из авторов пресловутых поправок по "прибрежке"), стремление вернуть российскую рыбу на российских берег расходится с существующим положением дел в рыбной отрасли Дальнего Востока.
"Я думаю, что когда некоторые популистски заявляют, что мы должны загрузить берег, и этим будет жить вся Россия, это разнится с существом дела. Сейчас субъекты будут определять районы вылова, где невозможно осуществлять рыбопереработку", - заявил Карлов.
Что же касается доставки уловов "прибрежников" на российский берег, то – по мнению депутата – власти и общественность "рыбацких" регионов должны быть заинтересованы в том, чтобы в субъекте развивалась рыбопереработка.
"Когда же мы говорим о глубокой переработке рыбы, то мировая практика показывает, что самая дорогая рыба – это живая, а не копченая на десять раз", - отметил Георгий Карлов, не сообщив, правда, каким образом его поправки по "прибрежке" помогут свежей рыбе попасть на столы россиян, а не уйти в виде мороженого сырья в страны АТР.
Как заявил в ходе того же брифинга президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов, "Россия – не рыбоед". По мнению Попова, русские не едят рыбу, предпочитая ей другие продукты.
"Должен быть здоровый, экономический баланс", - заявил Александр Попов.
Также Георгий Карлов уделил несколько минут своего выступления на брифинге оценке того, как заинтересованным лицам удалось "пробить возможность" компаниям прибрежного лова перегружать и обрабатывать уловы в море, тем самым отметив, что лоббистский потенциал "рыбацкой общественности" и некоторых законодателей – включая его самого и сенатора от Сахалинской области Верховского – очень велик.
Между тем, как ранее сообщало агентство, опыт "освобождения прибрежки" - самовольным решением местных властей – уже получил Камчатский край. Напомним, что местные "прибрежники" в течение ряда лет по сути нарушали положения закона "О рыболовстве", а когда пограничники попытались восстановить законность, начали грозить митингами "по всему Дальнему Востоку".
По мнению экспертов, такая региональная "либерализация" привела к тому, что при общей квоте прибрежного рыболовства Камчатского края 345 тысяч тонн 56% квоты - 195 тысяч тонн - не было доставлено на территорию Камчатского края для переработки и было вывезено в лучшем случае в Приморский край для переработки там и последующего вывоза за границу, в худшем – напрямую в порты Китая, Кореи, Японии.
Также заводов по рыбопереработке с 2009 года на Камчатке стало меньше в разы, регион покинули квалифицированные кадры. Рыболовецкие компании, освободившись от обязанности доставлять улов на побережье, не модернизировали процесс хранения и перевозки рыбы-сырца.
Между тем, как ранее сообщало агентство со ссылкой на данные Росрыболовства, поток рыбопродукции, выловленной в исключительной экономической зоне РФ на Дальнем Востоке и поставляемой на экспорт в страны АТР, в 2013 году продолжает нарастать. Основу в структуре поставок в КНР, Корею и Японию по-прежнему составляет дешевое мороженое сырье.
Также отметим, что статистика Росрыболовства (в части объемов и стоимости экспорта) основана на данных Федеральной таможенной службы РФ. Вместе с тем данные таможенных органов стран АТР об импорте российской рыбопродукции, как правило, значительно существеннее. На вопиющую разницу в данных о поставках рыбопродукции таможни РФ и таможен стран АТР неоднократно обращал внимание и глава Минвостокразвития, полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев.
Также напомним, что президент Владимир Путин и правительство РФ ранее заявили о намерении преодолеть экспортно-сырьевую направленность российской рыбной отрасли, в том числе – развитием глубокой рыбопереработки в прибрежных регионах России.
Вместе с тем вступление в силу закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по мнению ряда экспертов, может привести к тому, что "рыбные короли" Дальнего Востока смогут увеличить объемы экспорта, а также его принятие приведет к очередному витку коррупции, сокращению налоговых поступлений и усилению контрабанды в рыбной отрасли.