Пошлины недели
Государства-члены БРИКС по итогам саммита в Рио-де-Жанейро призвали к отмене односторонних тарифных и нетарифных мер, которые искажают торговлю и не соответствуют правилам ВТО. «Распространение торгово-ограничительных действий, будь то без разбора повышаемые тарифы и нетарифные меры или протекционизм под прикрытием экологических целей, угрожает дальнейшим сокращением мировой торговли, нарушением глобальных цепочек поставок и внесением неопределенности в международную экономическую и торговую деятельность», — говорится в декларации лидеров стран-членов БРИКС.
На критику тарифных войн сразу же отреагировал Президент США Дональд Трамп. В Truth Social он написал, что импорт из любой страны, «присоединившейся к антиамериканской политике БРИКС», будет обложен дополнительной пошлиной в 10%.
Актуальные новости о торговых войнах в мировом рыбном хозяйстве.
«Белая полоса» для Японии пока не наступила
Не успели японские рыбопромышленники в полной мере насладиться долгожданной отменой китайского эмбарго (30 июня КНР возобновила экспорт японских морепродуктов, остановленный в августе 2023-го из-за сбросов очищенной воды с АЭС «Фукусима-1» в океан), как столкнулись с ограничениями на главном рынке потребления. 7 июля Дональд Трамп сообщил, что с 1 августа вводит пошлину в 25% на товары из Японии (в т.ч. поставляемые транзитом). В случае ответных мер Вашингтон может ее увеличить. Япония — один из крупнейших в мире производителей гребешка, а основной рынок потребления этой продукции — США. До китайского эмбарго японский гребешок сначала отгружался для переработки в Китай, а потом реэкспортировался в США. Японские рыбаки проделали серьезную работу по поиску партнеров по переработке в странах Азии и Латинской Америки и существенно нарастили прямые поставки гребешка в США.
Экспортёры делают ставку на новые стратегии
Несмотря на то, что США и Вьетнам достигли торгового соглашения, в рамках которого импортная пошлины на вьетнамские морепродукты составит 20% вместо анонсированных 46%, Вьетнам активно работает над развитием новых рынков сбыта. Как сообщалось ранее, в качестве перспективного направления страна выбрала рынок халяль-продуктов. Сейчас местные компании работают над прохождением соответствующей сертификации и развивают поставки на Ближний Восток. Новую стратегию экспорта внедряют и рыбопромышленники Индии: они делают ставку на развитие глубокой переработки. Если сейчас на продукцию с добавленной стоимостью приходится менее 10% индийского рыбного экспорта, то к 2030 году страна планирует удвоить этот показатель. О новой стратегии заявила и Индонезия: страна планирует увеличить отгрузки морепродуктов в Японию и Китай после введения пошлин США.
Прогноз Rabobank на второе полугодие неутешителен
Во второй половине года мировые рынки морепродуктов могут оказаться под влиянием макроэкономического давления и меняющейся динамики торговли, говорится в обзоре Rabobank. Ожидается, что повышенные тарифы и инфляция ограничат покупательскую способность в США, из-за чего экспортеры переключат внимание «на более стабильные и восприимчивые рынки», такие как ЕС. Спрос в КНР будет восстанавливаться. Прогнозируется, что мировое производство лосося продолжит расти, а цены – снижаться. Спрос при этом будет ограничен. Напомним, волатильность цен на семгу больше не является сезонной тенденцией, что вызывает опасения у участников рынка. Одновременно с этим снижение цен на импортную семгу в сочетании с укреплением курса рубля может создать сложную и некомфортную для российских добытчиков лососей ситуацию при поставках на внутренний рынок, последствия неизбежны и для аквакультурщиков — такое мнение на ПМЭФ высказывал глава ВАРПЭ Герман Зверев.
И только у Норвегии все хорошо
Первая половина 2025 года «стала лучшей за всю историю норвежского экспорта морепродуктов», рапортует NSC. Поставки достигли 1,3 млн тонн стоимостью 85,2 млрд норвежских крон. «Экспорт норвежских морепродуктов силен, даже несмотря на жесткие рыночные условия и растущие торговые барьеры», — заявил глава NCS Кристиан Храмер.
Источник: ВАРПЭ




















