После введения процедуры обязательного декларирования рыбопродукции в российских портах страна ощутила нехватку рыбы
На прошлой неделе почти все руководители крупнейших рыбодобывающих предприятий участвовали в совещании, которое проводил первый вице-премьер Правительства РФ Виктор ЗУБКОВ. И хотя официальных комментариев представители рыбного бизнеса не предоставили, известно, что рыбопромышленникам было четко сказано: стратегическая задача государства - накормить страну дешевой рыбой. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на zrpress.ru.
Что сегодня обозначает понятие "дешевая" рыба, вряд ли ответит хоть один эксперт. По мнению федеральных чиновников, это недорогие сорта рыб вроде мойвы, минтая, камбалы, наваги, которые должны стоить в розничной сети около 20-50 руб. Но рыбаки говорят, что такое невозможно, так как завозить рыбу на родной берег очень дорого. Есть мнение о том, что в России целая череда посредников, кроме того, стоимость перевозки по железной дороге делает нашу рыбу очень дорогой для конечного потребителя. "ЗР" попытался разобраться, что на самом деле происходит на рынке рыбопродукции Дальнего Востока.
Поставки рыбопродукции с Дальнего Востока сокращаются в разы. Так, согласно официальной информации, по Дальневосточной железной дороге за 2 месяца 2009 года перевезено 69,2 тыс. тонн рыбы, что на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в 2008 г. на дороге погружено 423,3 тыс. тонн рыбы, что на 10% ниже объемов 2007 года.
Ежегодное падение объемов, идущих на внутренний рынок, отмечают не только железнодорожники. "Сегодня практически мы не возим рыбу с Дальнего Востока, - утверждает руководитель транспортной компании ООО "Северо-Западный Морцентр" Игорь КОЛГАНОВ. - Причина в том, что рыбы в холодильниках нет. Почти вся добытая российскими судами рыба уходит за рубеж. В итоге транспортные компании несут убытки, хотя экспортная направленность рыбопромышленников мне понятна. За рубежом цены выше. Например, стоимость минтая колеблется от $ 1 400 до $1 200 за тонну. При этом у компаний значительно меньше издержек на грузовые и транспортные расходы".
Грузовые расходы - это обработка груза в порах. Это борт судна - склад, либо борт судна - секция. Сегодня на Дальнем Востоке обработкой рыбных грузов занимаются компания "Дальрыбпорт", Диомидовский коммерческий порт, Владивостокский торговый порт (контейнерный терминал), порт Ванино и Находкинский рыбный порт. Есть еще небольшие терминалы в разных портах, но, как правило, они переваливают только контейнеры, да и то в очень малых объемах. Самый крупный игрок на этом рынке - компания "Дальрыбпорт". По словам генерального директора компании Людмилы ТАЛАБАЕВОЙ, в прошлом году их компания перевалила 389 тыс. тонн рыбопродукции. "Это на 10 тыс. тонн больше, чем показатели прошлого года, но меньше, чем показатели 2006 г., когда компания перевалила 411 тыс. тонн. Однако этого недостаточно, чтобы все три портовые структуры, входящие в компанию, были загружены хотя бы на 50%. А в этом году наблюдается настоящий рыбный дефицит. В данный момент на складах всего чуть более 3 тыс. тонн. Остальные холодильные мощности, способные вместить около 38 тыс. тонн, стоят пустые".
Еще два года назад стоимость грузовых работ в килограмме рыбы составляла около 60 копеек. Но сегодня стоимость работ немного увеличилась: выгрузить рыбу c судна в холодильник, а потом перегрузить в рефсекцию - чуть больше рубля на килограмм. "Наш тариф был бы дешевле, если бы целый год мы были равномерно загружены работой, - рассказывает Людмила Талабаева. - Хотя все равно стараемся не повышать цены, а для заводов-переработчиков у нашей компании скидка в 20%".
Многие оптовики считают, что цены на рыбу могли бы быть дешевле, если бы рыба приходила на российский берег в течение всего года равномерно. А получается, что основной вал идет во время красной путины, поэтому возникает некий ажиотаж. Все стараются заработать и тем самым перекрыть убытки по другим месяцам. Почти все участники рынка согласны, что ценообразование на перевозку рыбы и грузовые работы часто спекулятивные.
Более крупные транспортные компании, такие как ОАО "Рефсервис" (подвижной состав около 400 рефсекций), отправляют секцию до Москвы уже за 1 млн руб. А в период красной путины, когда на ее мощности идет около 400 тыс. тонн рыбы, цена рыбного путешествия будет уже 1,5 -1,6 млн руб.
В итоге стоимость килограмма рыба при хранении, доставке и грузовых работах из ДФО в Москву может доходить до 10 руб. за кг. Если говорить о дешевой рыбе в 20 руб., то понятно, что рыбаки не могут продавать тот же минтай по цене в 10-20 руб. за кг, когда на внешнем рынке дают 40 руб. и выше.
Но все равно 2009 г. показал значительное увеличение цены на ряд позиций. Одно из самых значительных увеличений произошло по сельди и минтаю. Опрошенные "ЗР" торговые компании связывают скачок цен с экспортной направленностью. "В прошлом году цена килограмма минтая была 36 руб. за кг., в этом году предложения от производителя - 55 -59 руб. за кг., - говорят во владивостокском филиале компании "Симбир- групп". - Рост цен произошел потому, что рыбаки ориентируются на внешний рынок, а его ценовое предложение выросло. Нельзя сбрасывать со счетов и девальвацию рубля...".
"Да, мы наблюдаем значительное снижение ассортимента. Причем цена на рыбу часто скачет, так как на некоторые позиции есть дефицит рыбы, - рассказали "ЗР" в небольшой оптовой компании. - Конечно, присутствуют и сезонные колебания, но факт остается фактом: холодильники Владивостока пусты".
У руководителей рыбодобывающих компаний свое мнение. Они считают, что рыбы в России хватает и что экспортная составляющая - одно из важнейших условий развития бизнеса. При этом бизнесмены сетуют на отсутствие реального покупателя в России на те объемы, что продаются в данный момент на внешние рынки. Правда, на вышеупомянутом совещании с участием Виктора Зубкова президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман ЗВЕРЕВ заверил первого вице-премьера в том, что проблема дефицита будет решена уже в ближайшее время. По словам президента АДМ, дальневосточные компании готовы поставлять необходимое количество рыбы, а это около 150 тыс. тонн.