Поставщики рыбы и морепродуктов ищут экологически ответственные способы транспортировки товаров
По данным британской организации Seafish, перевозка рыбы в Азию на переработку, а затем обратно в Европу или Северную Америку для продажи приводит к меньшим выбросам углерода, чем переработка её в Шотландии и перевозка её на грузовых автомобилях в Лондон. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Сифуд Процессор.
Перевозка одной тонны рыбы из Китая в Лондон эквивалентна выбросу 190 килограммов углекислого газа, тогда как перевозка на грузовике из Абердина эквивалентна выбросу 250 килограммов, а перевозка по воздуху из Исландии - 3 250 килограммов.
Но остаётся вопрос, правильно ли ведётся подсчёт. Дело в том, что, если рыба выловлена в европейских водах и перевозится в Китай и обратно, то за два рейса в атмосферу выбрасывается уже 380 килограммов углекислого газа, а не 190. И существует так много показателей в логистике и цепочке поставок, что единственным способом, когда рыбная компания может быть уверена в снижении выбросов углекислого газа, является подсчёт выбросов парниковых газов во время каждой отдельной перевозки.
Например, во время пассажирских авиаперевозок груз загружается в багажное отделение пассажирских самолётов, поэтому очень сложно подсчитать, какая доля выбросов углекислого газа от общего количества выбросов приходится на груз с рыбной продукцией.
Также не принимаются во внимание и другие факторы, такие как количество холодильных складов, используемое в различных моделях цепочки поставок. Если, например, европейская или американская компания, перерабатывающая свою продукцию в Азии, хранит резервный товарный запас рыбы (сырой или переработанной) на обоих концах цепочки поставок, чтобы компенсировать возможные потери времени и гарантировать постоянное наличие товара на холодильнике, то дополнительные выбросы из холодильников могут ликвидировать все преимущества, полученные от перевозки продукции по морю или от увеличенного производства в Азии, которые сокращают выброс парниковых газов в перерасчёте на тонну продукции.
Средства слежения за выбросами
Carbonview (програмное обеспечение от компании Supply Chain Consulting) помогает рассчитывать воздействие на окружающую среду каждого отдельного груза. Опробованное в Европе компанией Christian Salvesen (сейчас принадлежит французскому перевозчику Norbert Dentressangle), программное обеспечение в настоящее время используется тремя логистическими компаниями, но пока среди них нет ни одной рыбной.
Британская Ассоциация по грузовым перевозкам использует другое средство - Carbon FTA, которое позволяет подсчитывать выбросы во время каждой перевозки груза по дороге.
Транспортная отрасль прилагает много усилий, чтобы привести свои дела в порядок. Так, например, отрасль морского судоходства уже перестала использовать разрушающие озон вещества в газообразных хладагентах и системах пожаротушения и установила точные уровни по выбросу оксида азота и окиси серы с кораблей. Международная организация морского судоходства в настоящее время разрабатывает новое устройство по ограничению или сокращению выброса парниковых газов.
Авиационная отрасль инвестирует в новые очистительные технологии для своих судов. Кроме этого, на аэробусах и Боингах используется биотопливо.
Также перед отраслью поставлена задача увеличить использование альтернативных видов топлива до 10% к 2017 году, а к 2020 году улучшить эффективность топлива на 25% по сравнению с 2005 годом.
Также планируется разработка технологии, позволяющая снизить выброс углекислого газа до нуля.
Транспортные выбросы
Никто не может отрицать, что роль транспорта в выбросах парниковых газов значительна. Но согласно докладу британского правительства, на долю транспорта приходится всего 14% от мирового выброса парниковых газов, тогда как на долю груза приходится примерно треть.
Выброс углекислого газа можно сократить с помощью ряда мер, например, путём увеличения прямых поставок, путём концентрирования взаимосвязанных процессов в одном районе (холодильных складов, перерабатывающих заводов в порту или возле него), а также путём объединения партий с грузом, которое позволило бы поставщику отправлять заказы разным заказчикам в одном контейнере или прицепе.
Рыбным компаниям необходимо помнить, что любой аспект в цепи поставок способствует выбросу парниковых газов, и необходимо проверить все процесс и процедуры, чтобы понять, где можно получить преимущества. Однако стоит отметить, что чем меньше компания выбрасывает вредные газы в атмосферу, тем более эффективной и рентабельной становится её цепочка поставок.