Потребление рыбы и морепродуктов в Китае в ближайшие годы может резко увеличиться
Потребление рыбы и морепродуктов в Китае в ближайшие годы существенно возрастет. К такому выводу пришли аналитики исландского банка «Glitnir». Оно быстро увеличивалось в период с 1990 по 1998 г., затем стабилизировалось и в 2004 г. составило 25,4 кг на душу населения в год. К 2020 г. эта цифра может увеличиться до 36 кг. Китайские потребители предпочитают свежую рыбу охлажденной или мороженой, дикую - фермерской. Основные потребители – жители прибрежных провинций и районов с высоким уровнем доходов (Fujian, Shanghai, Zhejiang, Hainan, Guangdong). Более дорогая морская рыба расходится среди зажиточных жителей прибрежных городов Китая, речная – в континентальных областях.
Годовое потребление рыбы и морепродуктов в Китае, кг/чел./год
Годы |
Рако-
|
Демер-
|
Пресновод-
|
Морская рыба |
Мол-
|
Другие
|
Всего, кг/чел./год
|
1990 |
0.9 |
1.1 |
4.5 |
2.1 |
2.2 |
0.7 |
11.5 |
1991 |
1.1 |
1.2 |
4.5 |
2.1 |
2.0 |
0.8 |
11.7 |
1992 |
1.1 |
1.3 |
5.1 |
2.3 |
2.6 |
0.8 |
13.2 |
1993 |
1.3 |
1.4 |
6.1 |
2.4 |
3.5 |
0.8 |
15.5 |
1994 |
1.6 |
1.8 |
6.9 |
2.6 |
4.4 |
0.7 |
18.0 |
1995 |
1.8 |
2.2 |
7.8 |
2.6 |
5.5 |
0.8 |
20.7 |
1996 |
2.1 |
2.5 |
8.9 |
3.1 |
5.3 |
0.7 |
22.6 |
1997 |
2.3 |
2.7 |
9.8 |
2.7 |
5.5 |
1.0 |
24.0 |
1998 |
2.7 |
3.1 |
10.3 |
2.0 |
5.9 |
1.2 |
25.2 |
1999 |
2.7 |
3.0 |
10.6 |
1.9 |
6.0 |
1.2 |
25.4 |
2000 |
3.0 |
2.7 |
10.8 |
2.1 |
6.2 |
1.1 |
25.9 |
2001 |
3.0 |
2.8 |
10.9 |
1.7 |
6.3 |
1.1 |
25.8 |
2002 |
3.0 |
2.7 |
10.8 |
1.7 |
6.2 |
1.1 |
25.5 |
2003 |
3.0 |
2.7 |
10.8 |
1.7 |
6.2 |
1.1 |
25.5 |
2004 |
3.0 |
2.7 |
10.7 |
1.7 |
6.2 |
1.1 |
25.4 |
Продукция речных ферм (креветки, тилапия, карп) – более свежая и недорогая, поэтому потребляется преимущественно в домашних условиях. Импортируемые продукты морского происхождения высокого качества и более дорогие (лосось, крабы) реализуются в основном в сети ресторанов и кафе. Китайцы отдают предпочтение небольшим по размеру рыбам массой 200-500 г. Рынки свежей рыбы популярны среди китайцев старшего поколения. Более молодые и обеспеченные жители городов посещают супермаркеты. Современные китайские супер- и гипермаркеты оборудованы бассейнами для продажи живой рыбы. Пользуются популярностью в Китае и такие части рыб, как головы или внутренности, которые в других странах обычно идут в отходы.
Сейчас Китай – мировой лидер производства продуктов морского происхождения. На его долю приходится около 35 % всего мирового производства. Доля пресноводных видов составляет 44 % всего объема китайского производства рыбных товаров, морских - 56 %. В 2004 г. 64 % всего производства дала аквакультура, что делает Китай самым большим фермерским производителем в мире и единственной страной, где продукция фермеров уже превышает уловы рыбаков. Основу производства составляют моллюски и карп. Основной импортер китайских рыбных товаров – Япония. В последние годы на японские рынки поступает более половины всего китайского экспорта. Благодаря большим инвестициям лидерство в мировой аквакультуре займет тилапия. Китай остается главным мировым производителем этой рыбы, основная часть экспорта направляется на рынки США.
В соответствии с прогнозами, основанными на темпах урбанизации населения, к 2020 г. потребление рыбы и морепродуктов в Китае достигнет 35,9 кг на человека в год. По отношению к 2004 г. увеличение составит 41 %. Основной рост потребления в течение следующих 5-10 лет должен обеспечить средний класс. В 2005 г. он насчитывал 90 млн. китайцев, прогноз на 20015 г. – 650 млн. человек. Независимо от уровня доходов, китайцы очень чувствительны к качеству продуктов. Повышенное требование к качеству должно обеспечить резкое повышение покупательской способности.
Прогноз тренда потребления рыбы и морепродуктов, кг/чел./год | ||
Год |
Среднее по всем странам мира |
В Китае
|
1973 |
6 |
12 |
1985 |
8 |
13 |
1997 |
16 |
24 |
2004 |
16 |
25 |
2020 |
17 |
36 |