Поводов для радости японцам не доставили
Повестка дня 24-й сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству, прошедшей в декабре прошлого года, мало чем отличалась от предыдущих. Традиционно рассматривались вопросы, касающиеся порядка добычи морских биоресурсов в 200-мильных зонах России и Японии, определения промысловых районов и квот.
Однако на сей раз совещание не сопровождалось традиционной атмосферой восточной благожелательности, а японцы значительно менее обычного улыбались.
"До бросания ручек дело не дошло, но напряженность в ходе переговоров сторон ощущалась значительная", - рассказал заместитель начальника ГМИ СВПУ береговой охраны ФСБ России капитан 2 ранга Николай Чебан.
Николай Николаевич принял участие в работе группы, определяющей вопросы организации контроля промысла. Еще две группы, рассматривали условия промысла и анализировали ситуацию с точки зрения науки.
Вопросом, вызвавшим у японской стороны протест, стало принятое руководством ФСБ России решение об изменении системы контроля промысла японских судов в исключительной экономической зоне России. Если прежде на каждом судне должен был находиться инспектор, контролирующий промысел биоресурсов, то теперь в зоне рыбалки будут работать флагманские суда.
По замыслу это такое же японское судно, вот только ни добычей, ни перегрузом оно заниматься не станет. На его борту должна находиться группа российских инспекторов, которые будут контролировать деятельность японских судов, ведущих добычу биоресурсов в данном районе.
Работа флагманских судов уже практиковалась на промысле кальмара, сайры и лосося. То есть там, где одновременно работают несколько десятков малотоннажных единиц флота с небольшими экипажами. Посадить инспектора на каждое такое судно затруднительно.
В этом году работа флагманских судов была опробована и в ходе контроля добычи лосося среднетоннажными судами.
С будущего года система работы флагманских судов будет внедрена по всем направлениям промысла. Исключение составят только одиночные суда, на которые, как и прежде, будут направляться инспектора-наблюдатели.
Японская сторона была категорически не согласна с данным решением. Свое несогласие с введением флагманских судов японцы, якобы радея за интересы России, объясняли возможным резким увеличением количества нарушений на судах, где будут отсутствовать наблюдатели. Но при этом не отрицалась и озабоченность экономической стороной вопроса.
Понять японцев несложно. Заплатить командировочные инспектору, находящемуся на борту куда дешевле, нежели впустую содержать целое судно с экипажем. В ходе обсуждения японская сторона даже вышла с предложением, чтобы в роле флагманских выступали российские суда. Но российская делегация корректно объяснила, что условия промысла в нашей экономзоне может диктовать только Россия.
В итоге на пятый день обсуждения, японцы были вынуждены согласиться с нашими требованиями.
Еще одним малоприятным сюрпризом для японцев стал подписанный Президентом России Закон №333. Документ, вышедший как раз во время заседания Комиссии, внес поправки в ряд законов и нормативных актов, имеющих отношения к добыче морских биоресурсов.
В частности японскую сторону крайне расстроил тот факт, что с 1 января 2009 года не планируется и не предусматривается промысел иностранными судами в исключительной экономической зоне России. Поскольку в повестке дня работы Комиссии данного вопроса не значилось, он активно обсуждался в кулуарах.
Так же в ходе работы сессии рассматривалась информация о промысловых судах Японии, допустивших нарушения в 2007 году. Речь шла и о долгах японских фирм перед ГМИ СВПУ береговой охраны ФСБ России за работу на японских судах и штрафным санкциям.
Ситуация, связанная с задержанием на Сахалине четырех японских шхун, которое произошло как раз во время сессии, официально не рассматривалась.