Повышение пошлин на филе минтая и сырье повлияет на баланс внутреннего потребления
Комментируя этот факт, руководитель Аналитического центра «Рыбного союза», член Общественного совета при Росрыболовстве Тимур Митупов отмечает, что доля филе минтая в общем объеме импорта филе в Россию незначительна, и в 2010 г. составляла около 3,7% или 5 тыс. тонн. С учетом того, что до 1 октября глазировка в филе минтая составляла около 20-30%, то доля этого филе снизится до 2,5-2,8% в общем объеме российского импорта всего филе. Основной экспортер филе минтая в Россию - это Китай.
Что касается повышения вывозных пошлин на сырье, данные виды рыб минтай и сельдь занимают 80% в общем объеме российского экспорта рыбы. В 2010 г. Россия экспортировала свыше 900 тыс. тонн минтая и 115 тыс. тонн сельди.
Тем временем, акцентирует внимание Тимур Митупов, нужно учитывать баланс российского потребления рыбы, конъюнктуру мирового рыбного рынка и международную конкуренцию. Россия испытывает дефицит в атлантической сельди, скумбрии и сайде, а также продукции из них. На фоне экспорта сельди, мы экспортируем сырье, а получаем (импортируем) переработанную рыбопродукцию. В 2010 г. мы импортировали около 47 тыс. филе сельди на сумму около 56 млн. USD. Учитывая ужесточение по СанПиН по норме глазури с 1 октября 2010 г. и снижение импорта филе минтая, китайской тилапии и вьетнамского пангасиуса на 30-40% в объеме, в значительной степени увеличился внутренний спрос на филе нашего минтая и трески в России. Между тем, мы не должны забывать о международной конкуренции и мировых ценах. В 2011 г. произошло увеличение квоты рыбодобывающих компаний США на вылов минтая, что привело с начала года к снижению цены на эту рыбу (снижение около 15%), однако уменьшение объемов поставок пангасиуса и ситуация на рынке труда Китая могут вновь привести к росту цен.
По мнению Тимура Митупова, российским производственным и рыбоперерабатывающим предприятиям необходимо снижение ввозных пошлин на технологическое оборудование и доступное, льготное финансирование на приобретение сырья. В первую очередь, финансовые средства направленные на закуп в межсезонье социально-значимых видов рыбы: сельди, мойвы, минтая, и т.п. В конечном итоге - это позволит снизить потребительскую цену, ликвидировать дестабилизацию на рыбном рынке и сохранить баланс по рыбе.
В целом, заключает Тимур Митупов, мы должны гибко относиться к таможенно-тарифному регулированию на основе баланса по рыбе, с учетом состояния производственных мощностей и технологического потенциала. И на базе этого, анализируя ситуацию с конъюнктурой рыбного рынка, запасами и выловом, на основе баланса делать прогнозы и оперативно принимать решения по регулированию внешнеэкономической деятельности.




















