Приморские рыбаки остаются на плаву, несмотря на экономические трудности
Отсутствие парной или охлаждённой рыбы на прилавках, скудные собственные запасы и засилье дорогого импорта, простаивающие у пирсов сейнеры и преклонный возраст траулеров, нежелание молодёжи работать в море и нехватка оборотных средств у добывающих предприятий, браконьерство и контрабанда валютоёмким сырьём - всё это реалии сегодняшнего дня. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на vladnews.ru.
Кроме того, рыбной промышленности Приморья наряду с другими отраслями экономики России серьёзно коснулся нынешний кризис.
Однако миграционные сроки подходов тех или иных видов водных биологических ресурсов отменить невозможно. Несмотря на все трудности, рыбаки выходят в море на промысел. Как им сейчас живётся и работается в этих непростых условиях? О ситуации в ведущей отрасли края журналисту «В» рассказал вице-губернатор Игорь УЛЕЙСКИЙ.
- Во второй половине апреля произошли два события, касающиеся большинства добывающих и перерабатывающих предприятий Приморья. Во-первых, заседание правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Виктора ЗУБКОВА. Обсуждалось множество злободневных вопросов по развитию береговой инфраструктуры и кадровому обновлению, выстраиванию системности работы и обновлению флота. Итогом работы на перспективу должны стать конкурентоспособность россиян на мировом рынке, а также обеспечение продовольственной безопасности страны. Чтобы добиться прорыва, необходимо усовершенствовать законодательную базу.
Федеральное законодательство освобождает от уплаты НДС и таможенных пошлин организации, осуществляющие ввоз на территорию России российских судов рыбопромыслового флота, ранее вывезенных за её пределы для капитального ремонта и (или) модернизации, при условии, что указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 года. Льготы предоставляются до 1 января 2010 года.
Основательно улучшит финансовое состояние береговых перерабатывающих комплексов их перевод на единый сельскохозяйственный налог. Пока льготами пользуются только градообразующие предприятия. Для этого будут сняты ограничения в 300 работающих. Это позволит и крупным предприятиям вроде БАМРа или ТУРНИФа заняться обновлением основных фондов производства. Пока не заработало отечественное судостроение, рыбаки вынуждены заказывать строительство новых судов за рубежом. И чтобы помочь им в этом, необходимо снять таможенные барьеры Причём сроки налогово-таможенных каникул нужно расширить. Если этого не сделать в ближайшие три года, то Россия останется без крупнотоннажных судов. Или они начнут тонуть, как это случилось с одним из траулеров из Мурманска в конце апреля в Баренцовом море. Тем более что путь только реконструкции судов уже себя исчерпал.
Нужно давать льготы тем, кто загружает береговую переработку сырьём, в том числе и импортным. И самим вывозить за границу только продукты глубокой переработки. У нас чаще бывает наоборот. Правительственная комиссия за то, чтобы бизнес был прозрачен. Конечно, необходимо максимально заинтересовать рыбака доставлять рыбу на родной берег. Если проводится аукцион по продаже уловов, то рыбаки должны в них участвовать добровольно, а не принудительно. И уж если открывать биржи, то надо создать условия для привлечения на них всего рыбацкого сообщества - мирового или хотя бы региональных. Прошедшее в Москве совещание подтвердило, что власть и бизнес движутся в правильном направлении, а реализация всех мер позволит сделать отрасль конкурентной.
Вторым значимым событием апреля стало продление на 10 дней сроков минтаевой экспедиции в Охотском море. Дело в том, что промысловая обстановка начала нынешнего года оказалась на редкость неудачной. Штормов было много и волнение достигало 6-7 баллов. В итоге рыбаки Приморья и всего бассейна могли не выбрать предложенные наукой и утверждённые властью лимиты на добычу минтая. Администрации дальневосточных краёв и областей, предприятия и рыбколхозы не замедлительно оповестили Москву. И вот здесь в самом лучшем качестве проявило себя Федеральное агентство по рыболовству. Впервые за многие годы было в предельно сжатые сроки выбрано единственно верное решение. Агентство сумело положительно решить в правительстве вопрос о продлении путины.
Полторы недели совсем не много, но рыбаки края сумели добыть 20 тысяч тонн ценной рыбы. В целом по бассейну эта цифра достигла 60 тысяч. Теперь можно предположить, что с учётом осенней рыбалки квоты будут выбраны.
В целом по четырём подзонам, включая восточный Сахалин, приморскими рыбаками взято 241,8 тысячи тонн, по бассейну получилено 620,5 тысячи. В процентном отношении это порядка трёх четвертей. Таких объёмов не было с советских времён. Поэтому рыбаки сейчас возвращаются довольными с путины. Взамен правительство попросило только об одном: пойманную во второй декаде апреля рыбу доставить на российский берег. Предприятия обещали сделать это.
По завершении Охотоморской экспедиции часть флота возвращается домой, кто-то переходит на лов нерестовой сельди, кальмара, минтая в Беринговом море и на восточном Сахалине. Осваиваются донно-пищевые породы, продолжается прибрежная рыбалка. Началась подготовка к лососёвой путине. Наука предполагает, что возможно будет пройден исторический максимум подходов лососей. Поэтому местным рыбакам самим не справиться, у них надежда только на приморские плавбазы и БАТМы.
- Игорь Григорьевич, в каком процентном отношении предстоит работать на лососёвой путине владельцам неводов и приёмщикам?
- Это вопрос бизнеса между собой. Должен восторжествовать здравый смысл, чтобы всем было экономически выгодно. Но работать надо, ведь разрешено выловить аж 400 тысяч тонн.
- На минтаевой путине объёмы выхода икры выросли. Это не подорвёт цены на мировом рынке?
- Однозначно такого не произойдёт. И рынок всё заберёт, и цена сохранится.
- В последние годы много говорят об упразднении квот на сайру. К чему готовиться приморским рыбакам нынешней осенью?
- Решение до сих пор не принято. Если за лето вопрос не прояснится, то останутся квоты прошлого года. Но в Москве готовятся изменения в приказ о квотировании видов промысла.
- Хороший траулер стоит порядка 50 миллионов долларов. Ни одна компания в крае самостоятельно не построит за такие деньги современное судно...
- Существует федеральная целевая программа, по которой рыбаки смогут получать помощь от государства на судостроение. Скажу больше. Сейчас во Владивостоке создаётся рабочая группа по подготовке технического задания по новому типу судна для наших рыбаков, строительство которого будет проходить на местных верфях.
Справка: Поскольку Приморье является рыбацким регионом, то для нашего края актуально приравнивание отрасли к сельскому хозяйству. Новый законопроект позволяет рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом обязанность уплачивать целый ряд налогов (в том числе налог на добавленную стоимость) заменяется обязанностью платить единый сельскохозяйственный налог по ставке 6 процентов. Это приведёт к значительному снижению налоговой нагрузки на предприятия рыбохозяйственного комплекса.