Проблемное начало российского промысла мойвы
БАТМ М-0017 «Капитан Моргун» (капитан-директор Владимир Войтих) 24 января первым из северян вышел на промысел мойвы. Его первый груз еще на подходе к порту. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/
До района промысла - более 240 миль по курсу 20º от о. Кильдин. Но мойва в Мурманске уже есть. В ценре города меньше чем за 47.90 руб. /кг (фирменный магазин ОАО «Норд Вест Ф.К») ее не найдешь. Дешевле только на севере города в «Весне» - по 45 р/кг. Неизвестно только когда и откуда ее привезли. Журналисты поспешили обнародовать слова губернатора Евдокимова на последнем заседании областной антикризисной комиссии: «В феврале мойвой должны быть завалены все прилавки во всех городах области. Мойва будет продаваться по 18 рублей за килограмм, максимум - по 23».
Можно сколько угодно готовиться к поставкам дешевой мойвы, прогнозировать или устанавливать цены, проверять готовность Мурманского рыбного порта. Но прежде чем «завалить» порт рыбой, сначала нужно ее поймать. Квота только Мурманской области в 2009 г. - около 89 тыс. т. Похоже, что за последние 5 лет моратория опыт промысла нашими рыбаками утерян. Судоводители и судовладельцы уже не представляют себе характер миграций, не знают где и когда лучше поймать наиболее ценную крупную икряную мойву. Искуству поиска и промысла баренцевоморской мойвы придется учиться снова.
Стратегической ошибкой можно назвать отсутствие руководства российским промыслом мойвы на начальном этапе. Штаб создан, но к работе приступил только 10 февраля, хотя массовый промысел идет уже почти две недели. В нем не нашлось места представителям ПИНРО. Радиосоветы в море не организованы, руководить сложным процессом оказалось некому. До настоящего времени поиском преднерестовых скоплений крупной созревающей мойвы, которую ждут на рынках, в российских водах никто не занимался.
Итог: «Капитан Моргун» в конце января случайно встретил скопление мойвы зимовального характера севернее параллели 73º с.ш. и приступил к промыслу. Очевидно, что это была не та рыба, которую ждут в Мурманске. Но понять капитана можно: поиск нормальной рыбы - слишком дорог для такого большого судна. Судовладелец ждет быстрых и конкретных результатов. Затраты на содержание в море очень большие - топливо в порту сейчас дешевле 18,1 тыс. руб. за тонну не найдешь. Поэтому стоило капитану показать в сводках хоть какой-то результат, в его район по прямой, без знаний о размерном составе уловов, сразу стали выходить другие суда. Скоро здесь объявились «Морской Прибой» и «Капитан Буга», «Генерал Радзиевский» и «Василий Лозовский», «Леонид Иванов», «Орь» и другие траулеры. После безуспешной попытки удержаться на редких стаях крупной мойвы в НЭЗ к северо-западу от Норд-Капа, здесь же вскоре оказались «Василий Лозовский» и «Адмирал Шабалин», калининградские «Павел Батов» и «Порфирий Чанчибадзе», прибывшие из Норвежского моря. Массовый промысел мойвы в начале февраля начался совершенно не в том районе и не на той рыбе.
Облавливать скопления заканчивающей зимовку мойвы можно, но только не в феврале. В крайнем случае - на самой южной кромке, где перед походом на юг к берегам Мурмана концентрируется созревающая мойва. И только при отсутствии других более перспективных районов. В российских водах в феврале они были и есть - к югу от 72º с.ш. восточнее меридиана 36º в.д. Но склоны Гусиной банки и Северо-Центральный район до сих пор остаются не обследованными. Рыбаки оказались слишком далеко на севере, где рыба есть, но по данным ПИНРО в скоплениях там много неполовозрелой молодой рыбы. Только поэтому суда Северного бассейна не могли похвастаться большими уловами и хорошим ассортиментом. На такой мойве путина не может развернулься в полную силу.
152 тыс. т - объем серьезный. Чтобы его взять - нужно много знать. В составе штаба в море обязательно должен быть опытный сотрудник ПИНРО, анализирующий всю оперативную информацию. Всем выходящим в море капитанам и их судовладельцам предлагается пройти инструктаж в ПИНРО, ознакомиться с перспективами весеннего промысла. Запас восставновлен, но не полностью. Рекордный российский вылов мойвы в Баренцевом море был в далеком 1978 г. - 821 тыс. т. Тогда в феврале в российской зоне, намного южнее, чем сейчас - в юго-западной части Центрального желоба, на траловом промысле мойвы было 50 БМРТ Севрыбы, 15 Запрыбы, их трюма заполнялись со скоростью 50-65 т/сутки. Из-за больших уловов отмечались аварийные случаи разрыва траловых мешков. В этом же районе дислоцировалось до 35 наших сейнеров с плавбазами, до 150 норвежских кошельковистов. В отношении обеспечения флота сырьевой базой промысел был хорошо организован.