Проблемные экономические перспективы охотоморской минтаевой экспедиции 2011
Правила рыболовства на Дальнем Востоке уже два года, как позволяют ловить минтай в ОМЭ не только весной, но и осенью. Но ограничений на то, какую часть квоты надо выбрать весной, а какую осенью, Правила не накладывают. Поэтому в 2011 году, как и в 2010, большинство компаний приложат все усилия, чтобы выбрать максимальный объем в сезоне А и заработать дополнительные деньги на икре и молоках.
Многие российские компании оборудовали свои суда для производства филе минтая. Их ждут серьезные трудности с окупаемостью этих инвестиций. Все меньше европейских ритейлеров допускают на свои прилавки филе без голубого значка MSC. Тем более, что в результате роста ОДУ в США недостатка в MSC-сертифицированном минтае не будет, да и цена на него пойдет вниз. Поэтому многие российские компании будут вынуждены производить обычный минтай б/г, или же стимулировать покупку своего филе ценой.
Резкий, неожиданный для всех рост ОДУ в США смешал карты всем. До настоящего времени многие американские рыбаки не завершили заключение контрактов на продукцию сезона А и не сформировали до конца свои производственные программы. Соответственно, не сформированы и портфели заказов у российских компаний-филейщиков.
Отчасти поставки в Европу можно заменить поставками в США. В этой стране наличие сертификата MSC не интересно ни ритейлерам, ни потребителям. Поэтому иногда работают схемы, когда российская компания поставляет свое филе в США американскому производителю, а тот «за российский счет» увеличивает свои поставки в Европу. Однако, в Штатах более жесткие требования по качеству, чем в Европе, и несравненно более тяжелые условия оплаты.
Основной объем российского минтая, как и в прошлые годы, поступит в виде обезглавленного продукта в Китай на дальнейшую переработку в филе двойной заморозки. Прибыльность этих сделок сегодня тоже не совсем понятна. Европейские покупатели (основной рынок для филе второй заморозки - тоже Европа) не имеют намерений повысить цену на этот продукт. А вот обстановка в Китае складывается неблагоприятно для россиян. После того, как работники перерабатывающих заводов ушли в традиционный отпуск на китайский Новый год, в 2010 году к работе вернулись далеко не все. От 10% до трети рабочих сменили сферу деятельности, а чтобы удержать остальных заводам пришлось увеличить фонд оплаты труда на 15-20%. Что будет в предстоящем году кота/кролика, никто не знает, но все китайцы уверены, что увеличения зарплат не избежать, а значит, стоимость переработки в 2011 году обязательно вырастет. Цена филе стабильна, цена переработки растет, значит, цена сырья снижается. Цена сырья - это цена российского минтая б/г.
С другой стороны, есть надежда «продавить» и европейцев. По некоторым оценкам, в 2011 году снизится производство пангасиуса во Вьетнаме. Дефицит рыбы надо будет чем-то компенсировать.
Какие видны выходы для российских рыбаков?
- 1. Продать часть минтая в Африку, прежде всего - в Нигерию. В 2011 году ОДУ на путассу снижен почти до уровня запрета. Большая часть этой рыбы традиционно шла в эту страну. Ее будет надо чем-то заменить
- 2. Развивать поставки на внутренний рынок. Потребление филе в России растет год от года. Хотя применение нового СанПИН, ограничивающего глазурь, приведет к росту цены, перспектив снижения объемов потребления филе в нашей стране не видно.
- 3. Снизить издержки за счет избавления от посредников. Сегодня российские рыбаки не продают рыбу китайским переработчикам напрямую, потому что наши банки не работают с китайскими аккредитивами. Вся продукция продается через посредников, способных взять кредит под китайский аккредитив и быстро перевести средства в Россию. Переход на прямые отношения с покупателями трудоемок, но позволит чуть поднять цену.
- 4. Еще одним методом ухода от посредников было бы начало собственной переработки бг на филе. Это, впрочем, также требует большой организаторской работы и немалых оборотных средств.
- 5. Принимая во внимание существование объективных факторов, обеспечивающих повышение цены со временем, можно заложить часть рыбы на хранение в Китае. Эта стратегия дала замечательные результаты в 2009 году, но оказалась не очень удачной в 2010. Что будет в 2011 - непонятно.
Насколько известно, разные компании планируют использовать разные стратегии. Большинство - сразу несколько. Однако, строить прогнозы в ситуации, когда присутствуют так много разнонаправленных факторов - занятие рискованное. Можно сказать, что экономические перспективы охотоморской минтаевой экспедиции 2011 - весьма неопределенные и ясность появится не раньше конца января.





















