{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Проблемные экономические перспективы охотоморской минтаевой экспедиции 2011

20 декабря 2010 11:31
Январь 2011 года на Дальнем Востоке - начало главной путины года - минтай в Охотском море.  Охотоморская минтаевая экспедиция - основа благосостояния большинства рыболовных компаний.  Это - основной объем добычи, а для большинства добытчиков - и основной объем выручки.  В январе отступают на задний план все остальные виды рыбалки.  Рыбаки либо выходят на минтаевый промысел, либо готовятся к нему. Об этом  сообщает https://www.fishnet.ru/.

Правила рыболовства на Дальнем Востоке уже два года, как позволяют ловить минтай в ОМЭ не только весной, но и осенью.  Но ограничений на то, какую часть квоты надо выбрать весной, а какую осенью, Правила не накладывают.  Поэтому в 2011 году, как и в 2010, большинство компаний приложат все усилия, чтобы выбрать максимальный объем в сезоне А и заработать дополнительные деньги на икре и молоках.

Многие российские компании оборудовали свои суда для производства филе минтая.  Их ждут серьезные трудности с окупаемостью этих инвестиций.  Все меньше европейских ритейлеров допускают на свои прилавки филе без голубого значка MSC.  Тем более, что в результате роста ОДУ в США недостатка в MSC-сертифицированном минтае не будет, да и цена на него пойдет вниз.  Поэтому многие российские компании будут вынуждены производить обычный минтай б/г, или же стимулировать покупку своего филе ценой.

Резкий, неожиданный для всех рост ОДУ в США смешал карты всем.  До настоящего времени многие американские рыбаки не завершили заключение контрактов на продукцию сезона А и не сформировали до конца свои производственные программы.  Соответственно, не сформированы и портфели заказов у российских компаний-филейщиков.

Отчасти поставки в Европу можно заменить поставками в США.  В этой стране наличие сертификата MSC не интересно ни ритейлерам, ни потребителям.  Поэтому иногда работают схемы, когда российская компания поставляет свое филе в США американскому производителю, а тот «за российский счет» увеличивает свои поставки в Европу.  Однако, в Штатах более жесткие требования по качеству, чем в Европе, и несравненно более тяжелые условия оплаты.

Основной объем российского минтая, как и в прошлые годы, поступит в виде обезглавленного продукта в Китай на дальнейшую переработку в филе двойной заморозки.  Прибыльность этих сделок сегодня тоже не совсем понятна.  Европейские покупатели (основной рынок для филе второй заморозки - тоже Европа) не имеют намерений повысить цену на этот продукт.  А вот обстановка в Китае складывается неблагоприятно для россиян.  После того, как работники перерабатывающих заводов ушли в традиционный отпуск на китайский Новый год, в 2010 году к работе вернулись далеко не все.  От 10% до трети рабочих сменили сферу деятельности, а чтобы удержать остальных заводам пришлось увеличить фонд оплаты труда на 15-20%.  Что будет в предстоящем году кота/кролика, никто не знает, но все китайцы уверены, что увеличения зарплат не избежать, а значит, стоимость переработки в 2011 году обязательно вырастет.  Цена филе стабильна, цена переработки растет, значит, цена сырья снижается.  Цена сырья - это цена российского минтая б/г.

С другой стороны, есть надежда «продавить» и европейцев.  По некоторым оценкам, в 2011 году снизится производство пангасиуса во Вьетнаме.  Дефицит рыбы надо будет чем-то компенсировать. 

Какие видны выходы для российских рыбаков?

  • 1. Продать часть минтая в Африку, прежде всего - в Нигерию. В 2011 году ОДУ на путассу снижен почти до уровня запрета. Большая часть этой рыбы традиционно шла в эту страну. Ее будет надо чем-то заменить
  • 2. Развивать поставки на внутренний рынок. Потребление филе в России растет год от года. Хотя применение нового СанПИН, ограничивающего глазурь, приведет к росту цены, перспектив снижения объемов потребления филе в нашей стране не видно.
  • 3. Снизить издержки за счет избавления от посредников. Сегодня российские рыбаки не продают рыбу китайским переработчикам напрямую, потому что наши банки не работают с китайскими аккредитивами. Вся продукция продается через посредников, способных взять кредит под китайский аккредитив и быстро перевести средства в Россию. Переход на прямые отношения с покупателями трудоемок, но позволит чуть поднять цену.
  • 4. Еще одним методом ухода от посредников было бы начало собственной переработки бг на филе. Это, впрочем, также требует большой организаторской работы и немалых оборотных средств.
  • 5. Принимая во внимание существование объективных факторов, обеспечивающих повышение цены со временем, можно заложить часть рыбы на хранение в Китае. Эта стратегия дала замечательные результаты в 2009 году, но оказалась не очень удачной в 2010. Что будет в 2011 - непонятно.

Насколько известно, разные компании планируют использовать разные стратегии.  Большинство - сразу несколько.  Однако, строить прогнозы в ситуации, когда присутствуют так много разнонаправленных факторов - занятие рискованное.  Можно сказать, что экономические перспективы охотоморской минтаевой экспедиции 2011 - весьма неопределенные и ясность появится не раньше конца января.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>