Продажи готовой продукции на базе сурими в Японии (рынок Токио) в декабре 2008 г.
В декабре прошлого года ход продаж камабоко, тикува и прочих видов готовой пищевой продукции на базе сурими (включая сосиски и колбасные изделия) на оптовых рыбных рынках района Токио был намного более быстрым, чем в декабре 2007 г., однако общая ситуация на рынке была в 2008 г. достаточно неблагоприятной для производителей, которые вынуждены были изыскивать возможности для установления равновесия между резко поднявшимся уровнем цен на сырье (причем как импортное, так и национального производства) и насущной необходимостью сдержать повышение цен на готовую продукцию для сохранения активности конечного потребления. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 3.02.2009 г.
Декабрьский объем продаж увеличился по сравнению с декабрем 2007 г. на 10% и вернулся спустя три года на уровень 5,0 тыс.т, что позволило увеличить стоимость продаж, хотя и всего на 3% (до приблизительно 3,5 млрд. иен), поскольку средняя цена реализации снизилась на 6% и опустилась ниже уровня 700 иен/кг. Но несмотря на довольно позитивные итоги продаж в предновогодний период общие итоги 2008 г. в этом секторе рынка оказались скромными и внушающими серьезное беспокойство, поскольку годовой объем продаж сократился уже четвертый год подряд, на этот раз на 4%, до 31,2 тыс.т, что стало одним из самых слабых показателей за последние пятнадцать лет.
Общая тенденция за последние годы также была негативной, только дважды (в 1994 и 2000 годах объем продаж увеличивался по сравнению с предыдущим годом), в 1995 г. объем продаж опустился ниже уровня 50,0 тыс.т, а в 2002 г. было зарегистрировано снижение до менее чем 40,0 тыс.т. В 2006-2007 годах падение остановилось на уровне 32,0 тыс.т, дав участникам рынка надежду на улучшение ситуации в близком будущем, однако резкий скачок цен на сырье (во многом он стал следствием опасений импортеров и пользователей за судьбу поставок минтаевого сурими с Аляски в условиях почти 30%-ого сокращения промысловых квот и очень активного поведения европейских покупателей филе минтая) практически ликвидировал все позитивные моменты, поскольку все производители готовой продукции были вынуждены если не прямо, то косвенно поднимать цены (причем неоднократно), сокращая вес-нетто розничной упаковки, снижая долю сурими в весе-нетто и более широко используя сырье средних и низких сортов.
Отмечается, что декабрьские результаты продаж не должны никого вводить заблуждение, поскольку на рынке время от времени случаются такие неожиданные всплески активности (в прошлом году по разным причинам увеличился спрос на продукцию праздничного ассортимента), и если посмотреть на динамику годовых продаж, то окажется, что в отдельные месяцы объемы продаж уступали показателям 2007 г. более чем 10%. Проводившиеся чаще обычного повышения цен отпугивали пользователей, средняя цена реализации за год поднялась на 5% и составила около 525 иен/кг, что стало третьим показателей за последние пятнадцать лет (выше были показатели только 1997-1998 годов), причем если бы не готовность производителей пойти на снижение уровня качества и снижение веса-нетто, причем специалисты рынка уверены в том, что производителям так и не удалось полностью переложить рост цен на сырье на свои цены на готовую продукцию.
Рост уровня закупочных цен на сырье зашел в прошлом году настолько далеко, что пользователям пришлось выкупать у импортеров даже такой далеко не самый высокий сорт КА (имеется в виду минтаевое сурими американского производства) по ценам выше 500 иен/кг. Не собирались упускать момент и национальные производители, поэтому цены на хоккайдскую продукцию также достигли этого уровня. Средняя цена реализации мороженого сурими всех видов на рынках Токио поднялась в прошлом году почти на 30% и преодолела отметку 500 иен/кг, составив около 520 иен/кг.
Сравнение средних показателей цен реализации сурими и готовой продукции из него и исключительная близость показателей доказывает, по мнению специалистов рынка, факт того, что производителям пришлось шире использовать вспомогательные виды сырья, однако и в этом плане положение производителей не стало намного легче, поскольку одновременно поднимались цены на жиры, различные виды масел, пищевых добавок, а также наблюдался рост цен на электроэнергию и т.п. Отмечается, что снижение уровня качества и в целом ухудшение потребительских свойств стало в прошлом году весьма заметным для требовательного японского потребителя и этот может иметь продолженный негативный эффект, если только в нынешнем году не постараются восстановить уровень качества, используя такие факторы, как снижение уровня цен на сурими из тепловодных производства Таиланда и других азиатских производителей, а также снижение цен на топливо и сокращение некоторых других видов расходов.
Развитие мирового финансового и экономического кризиса может, таким образом, оказать в какой-то степени положительное влияние на положение японских производителей готовой продукции на базе сурими, хотя если японский потребитель столкнется с реальным сокращением своих доходов, то действительного улучшения своего положения многие производители уже могут и не дождаться, особенно если не будет серьезно скорректирован уровень цен на аляскинское минтаевое сурими, которое для многих пользователей составляет большую часть используемого сырья.