Продажи импортной рыбы в Украине значительно упали
Резкая девальвация гривны сделала выплаты по существующим займам и привлечение новых займов все более сложной задачей для сетей. Сетям ничего не остается, как менять условия работы с поставщиками, а также пересматривать ассортиментный ряд на своих полках.
Значительное падение продаж приходится в первую очередь на товары импортного производства, например рыбу и морепродукты.
"За январь, к примеру, объем продаж морепродуктов и рыбы в целом по рынку упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года",- говорит президент компании импортера "Скандинавия" Елена Екименко. В этих условиях ритейлерам закупать импортные товары практически невыгодно.
Ситуация осложняется проблемами с заемным финансированием, до кризиса кредитная ставка в гривне составляла 16-18%, сейчас она доходит до 26-30%.
"Впрочем, производители и сети сейчас находятся в одинаковом положении, понятно, что увеличение уже существующих отсрочек по платежам - это вынужденный шаг",- говорит председатель правления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик. По его словам, половина компаний-импортеров морепродуктов работает в минус.
"Из-за рисков, связанных с изменением курса доллара, наш объем закупки большинства товаров снизился в два-три раза. Мы уже не можем позволить закупать товар в запас",- добавил Олег Лущик.
"Как и большинство компаний-импортеров, мы стараемся переходить, например, с переработчиками на оплату по факту,- говорит один из сотрудников другой компании по импорту морепродуктов.- Но с сетями мы говорим о сокращении отсрочки с 60-90 дней до 20-30 дней. Со старой отсрочкой работать невыгодно, когда курс за один день может измениться как минимум на 30 коп".
Проблемы со спросом и ликвидностью приводят к существенным изменениям в ассортименте товаров на полках. Люди стали подходить к покупкам более осторожно - если раньше потребители закупали товар впрок, то сейчас они стали обходиться покупкой только необходимого.
Кризис активизировал процесс закрытия магазинов. По данным RetailStudio, в прошлом году о закрытии трех магазинов заявила "Велыка кишеня", "Пакко" - трех, "АТБ-маркет" - одного-двух. Компании сократили персонал на 20-30%, пересмотрели рекламные бюджеты.
Отсутствие финансов для развития подтолкнет компании к работе над повышением эффективности сети и качества обслуживания. Поставщики и производители будут искать альтернативные рынки сбыта. "30% товаров, которые реализовывались через сети, наши партнеры вывели на открытые рынки",- говорит Елена Екименко из "Скандинавии".
Если государство не предпримет шагов для помощи розничному сектору экономики, то, вероятно, очень скоро мы будем наблюдать пустые полки в магазинах.