Продажи мороженой икры минтая в Пусане в конце мая 2009 г.
После проведенных на предпоследней неделе мая аукционов мороженой икры минтая российского производства в Пусане сезон продаж российской продукции уже, как полагают японские специалисты, в общих чертах можно считать завершенным. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 2.06.2009 г.
По итогам уже шестой с начала сезона недели аукционов общий объем реализованной продукции достиг уровня 19,0 тыс.т, однако суммарный объем предложения был, очевидно, значительно больше, поскольку компания «Поллукс», которая занимается реализацией продукции значительно части камчатских производителей и по-прежнему называется японскими специалистами крупнейшим продавцом российской продукции в целом, придерживалась обычной для себя практики продаж в рамках двусторонних договоренностей со своими старыми зарубежными партнерами. В соответствии с предварительными оценками, суммарный объем реализации, включая продажи через аукционы и в рамках двусторонних переговоров, достиг уровня 24,4 тыс.т, а нереализованными к началу июня оставалось приблизительно 1,3 тыс.т, включая 0,3 тыс.т продукции с промысла в районе Восточного Сахалина.
Отмечается, что отдельные аукционы будут, по-видимому, проводиться и в июне, но все крупные и известные производители уже практически завершили продажи своей сезонной продукции и это позволяет сделать вывод о том, что основная фаза сезонных продаж российской продукции в целом уже завершилась. Если ориентироваться на данные по продажам в Пусане и на информацию о пока нереализованном объеме, то оценка российского производства мороженой икры минтая в сезоне 2009 г. составляет 25,7 тыс.т, что несколько больше оценки производства в сезоне 2008 г. (25,0 тыс.т), но существенно меньше тех предварительных оценок, которые делались в конце апреля и мае, когда максимальным уровнем сезонного производства назывались 28,0 тыс.т.
Период основных сезонных продаж российской продукции в Пусане в нынешнем году растянулся с 31 марта по 21 мая, но с учетом перерыва на «золотую» неделю продажи проводились в течение шести недель, за которые только на аукционах было предложено и реализовано не менее 19,0 тыс.т. Но существенная часть российской продукции была, как обычно, реализована в рамках двусторонних переговоров. Наиболее видным представителем той группы производителей и продавцов, которые предпочитают именно такой способ реализации икры минтая считается компания «Поллукс». По данным японской стороны, эта компания контролирует работу 17 судов-производителей икры минтая и в нынешнем году реализовала приблизительно 4,4 тыс.т икры минтая, которая была произведена на этих судах. Сообщается, что на заключительной неделе основной фазы сезонных продаж эта компания подписала контракты с теми зарубежными клиентами, с которыми у нее в нынешнем году были пописаны соглашения о производстве икры минтая под наблюдением со стороны японских технических специалистов.
Помимо этих 4,4 тыс.т, которые были реализованы компанией «Поллукс», еще приблизительно 1,0 тыс.т российской продукции сезона 2009 г. также продавались вне аукционов. Таким образом, по итогам шести недель основных продаж все крупные партии сезонной продукции уже получили своих покупателей и суммарный объем уже фактически реализованной продукции достиг 24,4 тыс.т. После этого на начало последней декады мая нереализованными оставались приблизительно 0,3 тыс.т из около 0,5 тыс.т продукции с промысла минтая на Восточном Сахалине и еще приблизительно 1,0 тыс.т продукции с промысла в основных охотоморских районах. По мнению японских специалистов, оценка российского производства мороженой икры минтая в сезоне 2009 г. на уровне 25,7 тыс.т является уже достаточно точной.
Отмечается, что одной из наиболее ярких особенностей нынешнего сезона российского промысла нерестового минтая в Охотском море более длинные сроки промысла, чем в прошлом году, поскольку некоторые производители приступили к промыслу минтая уже с первой декады января. Особенности промысловой обстановки на протяжении столь длительного сезона отразились на уровне качества продукции, поскольку в январской продукции заметную часть составила незрелая икра, а в апрельской продукции большой была доля перезрелой икры, и в марте из-за большого числа штормовых суток производителям приходилось в отдельные дни работать с максимально возможной нагрузкой. По данным японских специалистов, икра действительно высокого качества производилась главным образом в феврале и из-за проблем с качеством производившейся в январе, марте и апреле продукции средний уровень качества российской продукции сезона 2009 г. оказался менее высоким, чем в сезоне 2008 г.
Особенностью же сезонных продаж российской продукции в нынешнем году стало то, что в числе японских покупателей называлось всего несколько наиболее крупных компаний-производителей готовой икры и практически не упоминались другие компании, которые ранее проявляли заметную активность. Кроме того, южнокорейские в основном ограничились закупками партий продукции с преобладанием икры в мелких ястыках, которая предназначается, по-видимому, для реализации на внутреннем рынке Южной Кореи. Отчасти южнокорейские компании назывались и в числе покупателей партий икры более высокого качества, но японские специалисты считают, что эта продукция в конечном итоге предназначена для реализации на рынке Японии, так как перепродажи могут быть довольно прибыльными благодаря очень низкому курсу вона относительно иены.
По поводу майской активности продаж отмечается, что прогресс в заключении контрактов в рамках двусторонних переговоров, который наблюдался на предпоследней неделе мая, стал в определенном смысле сюрпризом для тех специалистов рынка, которые считали, что интерес японских переработчиков к закупкам российской продукции в нынешнем сезоне серьезно ослабляется высоким уровнем перешедших с прошлого года запасов мороженого сырья и переработанной продукции. На основании же данных о японских покупателях делается предварительный вывод о том, что в нынешнем году объем российского сырья, который может поступить в свободную продажу на японском рынке, будет крайне ограниченным, а это значит, что тем пользователям, которые по каким-либо причинам не приняли участие в закупках в Пусане, придется в основном вести переговоры с держателями перешедших с прошлого года запасов.