Проект закона о береговых квотах получил отрицательное заключение

25 сентября 2006 15:35

 

 

Заключение на проект федерального закона № 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части выделения береговых квот), внесенный Мурманской областной Думой

Рассмотрев проект федерального закона № 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Мурманской областной Думой, а также заключение на законопроект, Комитет решил:

1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона в первом чтении.

2. Утвердить заключение на указанный законопроект.

3. Назначить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы Лунцевича Валентина Васильевича.

4. Направить настоящее решение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на 15 сентября 2006 года для рассмотрения в первом чтении.

5. Ответственные от аппарата Комитета И.Г. Кривич, О.Л. Кривондасова, С.С. Кашинцева.

 

 

 

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел проект федерального закона № 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Мурманской областной Думой, и отмечает следующее.

В настоящее время в связи со сложным экономическим положением отечественного рыбопромышленного комплекса назрела проблема обеспечения сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

В целях решения данной проблемы авторы законопроекта предлагают ввести "береговые квоты добычи (вылова) водных биоресурсов)", которые определены как "гарантированная часть общего объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов для их переработки на рыбоперерабатывающих предприятиях, зарегистрированных в прибрежных субъектах Российской Федерации". По их мнению, введение данных квот позволит обеспечить загрузку рыбоперерабатывающих предприятий в субъектах Российской Федерации, приведет к расширению занятости в сфере береговой инфраструктуры, а также будет способствовать стимулированию инвестиционной активности, расширит налогооблагаемую базу и снизит уровень социальных проблем прибрежных территорий нашей страны.

Аналогичный законопроект уже вносился Мурманской областной Думой в 2005 году, но был отклонен Государственной Думой в первом чтении 17 февраля 2006 года. Основная причина состояла в том, что авторы законопроекта не указали, из каких источников должны формироваться "береговые квоты".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 704 "О квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов" был определен порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Пользователи получили право долгосрочного пользования водными биологическими ресурсами путем закрепления долей от общего допустимого улова. Это право было предоставлено судовладельцам сроком на 5 лет.

Принятый 20 декабря 2004 года Федеральный закон № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" закрепил право долгосрочного пользования. Таким образом, в настоящее время все квоты добычи (вылова) водных биоресурсов переданы рыбодобывающим организациям до 2008 года, и пересмотр такого распределения квот невозможен.

В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту указано, что основным источником формирования береговых квот добычи (вылова) водных биоресурсов на ближайшие годы могут быть промышленные квоты добычи (вылова) вновь введенных для промысла видов водных биоресурсов и изъятые доли в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства.

В этой связи следует отметить, что квота или доля в общем объеме квот водных биоресурсов закрепляется за победителем аукциона, который проводится на основании статьи 38 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства от 5 сентября 2005 г. № 163 "Об утверждении порядка проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства", изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. № 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

С победителем аукциона заключается договор о закреплении за ним предоставленной доли на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству. В качестве существенного условия данного договора может быть указано закрепление конкретных объемов водных биоресурсов, направляемых на переработку на территорию Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что в условиях резкого сокращения ресурсной базы дополнительное дробление общего объема квот на береговые квоты не приведет к достижению желаемых положительных результатов.

Стимулирование поставок выловленного российскими рыбаками рыбного сырья необходимо осуществлять экономическими методами с учетом реалий существующего рынка оборота рыбопродукции. В качестве канала товарообращения могут выступить организованные по аналогии со странами, имеющими развитое рыночное обращение и рыбное хозяйство (например, Япония, Норвегия), оптовые рынки рыботоваров (и других продуктов агропромышленного комплекса) в местах производства и/или потребления перечисленной продукции, формирование цен на которых происходит на аукционной основе.

На законопроект из субъектов Российской Федерации поступил шестьдесят один отзыв. Из них три субъекта Российской Федерации поддержали принятие законопроекта.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию не поддерживает принятие проекта федерального закона № 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части выделения береговых квот), внесенный Мурманской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.

 

 

 

Решение О проекте федерального закона № 304110-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный депутатами Государственной Думы М. Е. Бугерой, В.Н. Басыгысовым, В.А. Казаковым, В.Я. Крупчаком, В.В. Лунцевичем, В.А. Мальчихиным, А.Ф. Семенченко, В.В. Ситновым, В.М.Тарасюком, В.С.Тимченко, Р.А.Храмовым, Д.Р.Шадаевым

Рассмотрев проект федерального закона № 304110-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Комитет р е ш и л:

1.Рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 304110-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

2. Утвердить заключение на указанный законопроект.

3. Определить докладчиком по указанному законопроекту Лунцевича Валентина Васильевича, содокладчиком от ответственного Комитета Спиридонова Юрия Алексеевича.

4. Направить настоящее Решение, заключение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на октябрь 2006 года для рассмотрения в первом чтении.

5. Ответственные от Комитета Н.В.Комарова, В.В. Лунцевич.

6. Ответственные от аппарата Комитета И.Г.Кривич, О.Л.Кривондасова.

 

 

Рассмотрев проект федерального закона № 304110-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Комитет отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или его части и прибрежной полосы суши.

Авторы проекта предлагают дать возможность формировать рыбопромысловый участок как с прибрежной полосой суши, так и без нее. Такой подход соответствует реальным требованиям к формированию рыбопромыслового участка. Не всегда для осуществления рыболовства необходима прибрежная полоса суши. Рыболовство может осуществляться в акватории водного объекта рыболовецкими судами без использования прибрежной полосы суши.

Предлагаемый законопроект в значительной мере снимает возникшие проблемы, но вопрос формирования рыбопромыслового участка остается нерешенным, поскольку в водном и земельном законодательстве не используется термин "прибрежная полоса суши". В этой связи указанный термин необходимо привести в соответствие с действующим законодательством и определить правовой режим земельного участка, входящего в состав рыбопромыслового участка.

На законопроект из субъектов Российской Федерации поступили 54 отзыва, из них 3 субъекта Российской Федерации поддерживают законопроект.

Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 304110-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с высказанными замечаниями.

 

Председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Н.В. Комарова

 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>