Производители аквакультурной трески ищут подходы к большим розничным сетям
Между тем, следующим шагом в завоевании рынков фермерской треской является увеличение скорости роста в два раза и стабилизация поставок, считают норвежские ведущие специалисты в этой отрасли.
Так как мировые запасы атлантической трески (Gadus morhua) перелавливаются, она является первым кандидатом для аквакультурной отрасли. Стоимость экспорта норвежской фермерской трески выросла на 60% в 2008 году до 52,2 миллионов норвежских крон (10,3 миллионов долларов). Но проблемой остаётся стабильность поставок. Мало фермеров имеют достаточное количество рыбы, чтобы поставлять в крупные розничные сети, или возможность осуществлять еженедельные поставки круглый год, что является основной преградой для установления связей с крупными закупщиками. Следовательно, серьёзной проблемой является высокая стоимость единицы продукции.
По мнению директора компании по производству норвежской трески, лосося и форели Villa Organic (приобрела у No Catch 2 миллиона штук молоди трески), эффективность является основой производства. Нельзя развивать рынок без стабильных поставок. В первые несколько лет нереально получить большие прибыли в секторе выращивания органической трески, это долгий процесс, считают в компании. В прошлый сезон (октябрь 2007-февраль 2008) компания Villa Organic продала всего 250 тонн органической трески (потрошёная с головой), а также свежее и мороженое филе спинки, филе спинки в блоках и фарш. Тем не менее, в компании не могут похвастаться наличием крупных покупателей.
Что касается другой компании Codfarmers, то она настаивает, что достигнет цифры предыдущего прогноза относительно вылова рыбы на 2008 год в размере 4 000 тонн трески (круглый вес).
Однако директор компании заявляет, что эта цифра далека от показателей по лососю, но в то же время подчёркивает, что достаточно сохранять стабильные поставки в течение 9 месяцев в год, и первые контракты с розничными сетями уже заключены.
На фермах компании уже насчитывается около 4 миллионов штук рыбы, что равняется примерно 15 000 тонн. В последующие два года планируется вылавливать больше рыбы.
Успешное выращивание трески на уровне розничных сетей зависит от поставок высококачественной молоди в достаточных количествах, считают в компании Codfarmers. В настоящее время компания (общий план инвестиций составляет около 80 миллионов норвежских крон или 14,7 миллионов долларов) строит собственный интегрированный питомник для выращивания маточного стада и предприятие для выращивания молоди на севере страны, а также создаёт собственный отдел сбыта.
В компании Codfarmers рассчитывают увеличивать темп роста рыбы до 20% за поколение, что значительно повлияет на экономическую перспективу для фермерской трески. Чтобы молодь весом 100 граммов достигла товарного размера требуется около 2 лет. Компания ставит перед собой цель увеличить скорость дозревания трески в два раза, как она добилась в случае с лососем, который теперь растёт в два раза быстрее, чем раньше. Это означает значительное сокращение расходов и меньшие вложения капитала.
Сегодня молодь весом 100 граммов на рынке продаётся по цене около 12 норвежских крон (2,20 долларов) за штуку. Цель компании состоит в том, чтобы производить молодь трески по такой же цене, что и молодь лосося, то есть около 6-7 норвежских крон (1,10-1,30 долларов) за штуку, что, несомненно, снизит затраты.
В настоящее время фермеры, специализирующиеся на выращивании трески, должны решить две основные проблемы: получить контроль над биологической составляющей процесса, чтобы снять зависимость предприятия от неустойчивого состояния моря и как можно быстрее увеличить объёмы, чтобы снизить стоимость единицы продукции.