Прозрачность цепочки движения рыбных товаров отвечает интересам бизнеса
При системе отслеживания защищаются не только интересы потребителей, но и финансовые интересы производителя продукции и его имиджа в длинной цепочке продвижения рыбной продукции к потребителю.
Об этом говорила в своем докладе на Второй Международной Специализированной Конференции «Стратегические вызовы на рынке рыбы и морепродуктов России» МУХИНА Людмила Борисовна, к.т.н., руководитель Координационного центра мониторинга и экспертизы гидробионтов, среды их обитания и производства ФГНУ «ГосНИОРХ». (Об организаторе подробно на http://www.imperiaforum.ru/).
Внедрение практики отслеживания является обязательным для обеспечения безопасности пищевой продукции. Существование в стране системы отслеживания указывает, что государство держит под контролем товарооборот и может обеспечить быструю систему оповещения в случае выявления опасной продукции.
Впервые требование к отслеживаемости пищевой продукции появилось в 2002 г. после вступления в силу Регламента ЕС 178/2002 Европейского парламента и Совета от 28.01.2002 об установлении общих принципов и требований законодательства о пищевой продукции, учреждении ведомства по безопасности пищевой продукции и установлении методов обеспечения безопасности пищевой продукции. Он является базисным регламентом по пищевой продукции и обосновывает необходимость системы отслеживаемости (traceability) пищевой продукции, произведенной на предприятиях, как способа, позволяющего быстро, без замешательства изъять из обращения продукцию при выявлении опасности для жизни и здоровья потребителя. В конечном итоге эта система обеспечивает правильное функционирование внутреннего рынка.
При рассмотрении понятия отслеживаемости и его роли в защите интересов бизнеса необходимо различать «внешнее» и «внутреннее» отслеживание.
Рассматривая весь жизненный цикл рыбной продукции от вылова до стола потребителя, мы имеем дело с «внешней» отслеживаемостью. Она включает этапы вылова рыбы, перегрузки, транспортирования, хранения, переработки, реализации. Это означает, что каждый субъект хозяйственной деятельности, занятый в сфере рыбной продукции, должен гарантировать отслеживаемость своей продукции независимо от того, на какой стадии жизненного цикла продукции (производство, обработка, сбыт, транспортирование, хранение и др.) он осуществляет свою деятельность.
Субъект хозяйственной деятельности должен знать от кого получает готовую продукцию или сырье, т.е. он должен знать всех своих непосредственных поставщиков товаров (например, сырья), так называемый один шаг назад («one step up»), и знать кому передает продукцию - один шаг вперед («one step down») и вести соответствующую документацию. При передаче своей продукции хозяйствующий субъект создает систему и вырабатывает механизмы для определения тех предприятий, которым он ее поставляет.
Следовательно, каждый, кто занят в цепочке поставки рыбной продукции, должен знать предыдущего и последующего ее владельца.
Особое значение в системе отслеживания отводится маркировке продукции и различным обозначениям на ней, которые должны быть такими, чтобы обеспечить возможность быстрой и точной идентификации продукции при возникновении необходимости ее отзыва с рынка.
Система отслеживаемости предусматривает предоставление каждым субъектом хозяйственной деятельности, занятым в сфере рыбной продукции, органам надзора документации по поставщикам и получаемой от них продукции, а также о своих клиентах, которым он поставляет продукцию. Это позволяет органу надзора над пищевой рыбной продукцией иметь полную картину о товарном потоке.
Согласно европейским требованиям хозяйствующие субъекты, занятые в сфере рыбной продукции, должны предоставлять органам надзора информацию категории А, включающую:
Имя и адрес поставщика, вид поставляемой продукции.
Имя и адрес клиента/получателя, а также вид поставляемой ему продукции.
Дата поставки.
В соответствии с руководящими положениями хозяйствующим субъектам рекомендуется предоставлять органу надзора информацию категории В, включающую:
Объем или количество полученного или поставленного товара.
Номер партии товара.
Точное описание продукта (вид упаковки, масса расфасовки, сырой или обработанный и др.).
Кроме того, в зависимости от срока годности необходимо устанавливать срок хранения информации. Так, в европейских руководящих положениях общий срок составляет 5 лет с момента изготовления либо даты поставки.
Согласно европейским требованиям информация категории 1 должна непосредственно представляться органу надзора, а в случае необходимости отзыва продукции предприятие должно быть готово предоставить информацию категории 2.
В Европе также действует положение об отслеживаемости материалов и изделий, контактирующих с рыбными продуктами.
Отсутствие в стране выстроенной системы отслеживания снижает конкурентоспособность отечественной рыбной продукции и ограничивает бизнесу рынки ее реализации.
Кроме того, предприятие-производитель продукции может нести серьезные убытки при выявлении опасной для жизни потребителя рыбной продукции, не говоря уже о выявленных случаях нанесения вреда его здоровью, если не сумеет быстро отреагировать и изъять ее из обращения.
Особенно это касается продукции, которая без дополнительной обработки поступает на стол потребителя, например, консервы. Если предприятие сможет быстро отреагировать и в течение суток снять с прилавков магазинов или отозвать с оптовых баз произведенную им конкретную партию продукции, то эти его затраты не сравнимы с финансовыми обязательствами после судебного решения. Особенно серьезные потери может нести производитель, поставляя продукцию в США. Так, например, кусок стекла, нанесший повреждения кишечнику ребенка после приема детского питания, обошелся производителю в 150 млн. долларов США.
Поэтому не случайно сегодня одним из обязательных требований европейского и российского законодательства является разработка и функционирование на предприятии Плана отзыва продукции с рынка. Чтобы процедура отзыва продукции была эффективной, на предприятии должна быть разработана система «внутренней» отслеживаемости. Она является индивидуальной для каждого предприятия, своего рода «ноу-хау», позволяющего ему в кратчайшие сроки на стадии обращения найти нужную партию продукции, и проанализировать все этапы ее производства для установления причины и предупреждения ее повторения.