Путиномика и рыбаки
По словам главы Госкомитета по рыболовству Андрея Крайнего, в 2008 г. в России может начать работу государственная рыбодобывающая корпорация. Ее создатели обещают обойтись без «передела». Но некоторые компании должны быть готовы к потере части своего флота.
Корпорации быть
Впервые о создании такой корпорации Андрей Крайний предупредил в сентябре. Из тех заявлений и сообщений, источником которых был Госкомитет по рыболовству (ГКР), складывается следующая картина.
Рабочее название корпорации – «Росрыбфлот». В качестве основы выбран Архангельский тралфлот, поскольку он является 100-процентным государственным АО.
Как рассказал Андрей Крайний в интервью газете «Коммерсант», госкорпорация будет формироваться в два этапа. На первом этапе, который продлится полгода, будут объединены активы общей стоимостью 1 млрд долл. На втором этапе, рассчитанном на более длительный срок (порядка трех лет), планируется удвоить стоимость этих активов. Рассматривается возможность продажи определенного пакета акций корпорации (до 49 %) на открытом рынке.
Уже принято решение передать «Росрыбфлоту» 27 рыболовецких судов, построенных под гарантии Правительства РФ, которые сейчас эксплуатируются другими компаниями («Акрос» и «Сахалин-лизинг-флот»). Их общая мощность по добыче – 200 тыс. т рыбы в год. Эти суда будут вести промысел в дальневосточном и северном бассейнах.
«Сегодня главная боль – Дальний Восток, – считает Андрей Крайний. – Там сложились кланы, которые ничего общего не имеют с Россией и давно проживают за границей. Они работают на себя, нанося вред национальной безопасности страны, ее территориальной целостности».
В отличие от них государственная корпорация, по идее ее создателей, будет работать только на государство.
«Росрыбфлоту» будет также поручена важная задача – вернуть наши рыболовные суда в Мировой океан и увеличить добычу рыбы страны в два раза, подняв ее до 6 млн т в год.
По последним новостям, сейчас Госкомитет вплотную занялся проблемами Архангельского тралфлота, главная из которых – квоты. При этом Андрей Крайний заверяет, что «передела рыбного рынка не будет».
(Кстати, у Андрея Анатольевича есть опыт по части переделов. 26 декабря 2003 года он в сопровождении сотрудников МВД проник на территорию Калининградского морского рыбного порта, чтобы стать его гендиректором. Бывший директор назвал это «насильственным захватом»).
Новые экспроприаторы
Очевидно, что проект по созданию такой госкорпорации надо рассматривать в контексте всей экономической политики нынешнего руководства страны. Ее приоритеты были откровенно обозначены в интервью, которое дал глава финансово-промышленной группы «Финансгрупп» Олег Шварцман газете «Коммерсант». По его словам, он получил задание, используя все возможные средства, скупать частные предприятия, чтобы позже перевести их в собственность государственных компаний. Эта операция якобы названа «Бархатной реприватизацией». Ее заказчиком Шварцман назвал «силовой блок», который возглавляет Игорь Сечин (заместитель главы администрации президента и председатель совета директоров «Роснефти»). Шварцман утверждал, что в интересах Сечина и других сотрудников президентской администрации он управляет активами, которые «оцениваются примерно в 3,2 млрд долларов».
«У нас есть невостребованные ресурсы, например совет ветеранов МВД, бывшие сотрудники ОБЭП, РУБОП, – сказал Шварцман. – Они ведут пристальную аналитическую работу – где есть возможность вытеснить нелояльных власти собственников». Для оказания на них давления привлекаются бывшие сотрудники МВД «с большим опытом следственных мероприятий». Это делается в интересах крупных государственных предприятий, например, концерна «Рособоронэкспорт», в пользу которого скупаются предприятия (эту политику уже называют «государственным рейдерством»).
Такие заявления вызвали скандал. И г-н Шварцман поспешил от них откреститься. Но «Коммерсант» тут же разместил на своем сайте аудиозапись этого интервью, чтобы доказать его подлинность. Кроме того, все сказанное Шварцманом подтверждается статистикой. Например, как сообщает сайт Inopressa.ru со ссылкой на Европейский банк реконструкции и развития, при Путине доля частных предприятий в российском ВВП сократилась с 70 до 65%.
Да и видные представители отечественного бизнеса считают допустимым пересмотреть некоторые сделки по приватизации 90-х годов. Например, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Хотя он подчеркнул, что речь о сделках, которые были «проведены с явным нарушением закона».
Торговля рыбой – дело воровское и государственное?
Вернемся к ситуации в рыбной отрасли. Громкие уголовные дела, масштабные проверки, требования отбирать у браконьеров флот и квоты – не признаки ли это «государственного рейдерства», цель которого расчистить поле для госкорпорации?
Вспомним судьбу сахалинского ООО «Тунайча». Эта известная на Дальнем Востоке компания была основана в 1990 г. Анатолием Филипповым. За несколько лет она превратилась в мощное предприятие с большим флотом.
И вдруг настал момент, когда, казалось, все силовые структуры обратили на нее самое пристальное внимание. Один за другим стали задерживать ее суда. В аэропортах арестовывали ее продукцию. В офисы компании врывались вооруженные люди в масках.
Вот что по этому сказал Филиппов в декабре прошлого года в интервью газете «Советский Сахалин»:
«Это, возможно, еще и чисто рейдерский «наезд». Есть цель – взять «Тунайчу», поставить на колени, обанкротить и положить себе в карман... Столичные деятели накопили столько финансов, выкачанных изо всей страны, что теперь перед ними стоит проблема – куда их деть, во что вложить? Конечно, в разваленный завод никто вкладываться не будет – с ним возиться надо. А вот прибрать к рукам сделанное чужим трудом, отлаженное, перспективное предприятие – всегда пожалуйста. Если это действительно так, то это очень опасно для всей рыбацкой отрасли в целом...»
В рамках другого громкого уголовного дела, за которым следит наша газета, расследуется деятельность целой группы компаний, известной как «холдинг» «Восточные рыбные ресурсы» (примерно два десятка фирм, в собственности которых более 15 судов).
Конечно, упомянутые предприятия – далеко не ангелы. Их подноготной давно надо было заняться. Вот только ради чего это делается? Только лишь ради наведения законного порядка в отрасли? Не придут ли на место одних браконьеров другие под вывеской государства?
«Определяющий момент – ресурс»
Мы решили узнать мнение о возможных перспективах государственной рыбной корпорации у представителей дальневосточного бизнеса.
«Определяющий момент – ресурс, – считает председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко. – Если ресурсы обеспечат корпорации эффективную эксплуатацию флота, то будущее у нее великолепное».
Может ли госчиновник быть хорошим бизнесменом и управленцем?
«У нас разве государственные рыбопромышленные предприятия плохо управлялись при социализме, когда мы добывали миллионы тонн? – говорит Сергей Васильевич. – Сегодня в качестве примера можно взять тот же Архангельский тралфлот. Он не канул в вечность, как многие частные компании, а остался на плаву. Что касается конъюнктуры рынка, она для всех одинакова – и для госпредприятий, и для частников».
Не опасаются ли наши рыбаки, что в связи с появлением такого крупного предприятия начнется передел?
«По закону в 2008 г. предприятия будут наделены долями квот по историческому принципу: в доле должно быть учтено все, что ты добыл за последние 4 года. Здесь уже ничего не отнимешь, – уверен Тимошенко. – В то же время закон не разделяет предприятия по типу собственности. Так что госкорпорация сможет получить ресурс только на общих основаниях.
Важно – куда государство направит свои усилия. Если корпорация будет ориентирована на зоны других стран и Мировой океан – я обеими руками за. Потому что экспедиционный лов сегодня по средствам только государству. Если оно выведет туда большую часть флота, то уменьшит пресс на собственные ресурсы. Ведь у нас мощности по добыче уже 2 с лишним раза превысили возможности ресурсной базы».
Если суда заберут, вся Камчатка потеряет
Гендиректор ЗАО «Акрос» Валерий Воробьев тоже считает, что только государственная рыбная корпорация сможет вернуть наш флот в Мировой океан. Частники такую работу не вытянут.
Но Валерий Борисович все же скептически относится к созданию «Росрыбфлота». Его можно понять. Ведь, как сказано выше, именно у «Акроса» и предполагается забрать несколько судов. Речь о 12 ярусоловах, которые построены немцами под гарантии правительства РФ и переданы этой компании на условиях бербоут-чартера.
«Мы с трудом представляем, как они будут работать в открытом океане, – говорит Воробьев. – Эти суда строились специально для Камчатки, для освоения запасов трески на ее шельфе. Ведь ее общий допустимый улов (ОДУ) в 90-х здесь доходил до 170 тыс. т, но фактически не осваивался. С приходом ярусоловов добыча трески значительно выросла. Если их заберут, опять будет недоосвоение квот, ОДУ упадет, 600 рыбаков останутся без работы. Вся Камчатка от этого потеряет. А заменить ярусоловы другим флотом невозможно. Такие типы судов в России не строились».
По словам Валерия Воробьева, сахалинские филейные траулеры, на которые претендует госкорпорация, также предназначены для промысла в нашей экономзоне. Для работы в Мировом океане у них ограниченная автономность и низкие мореходные качества.
«На прошлой неделе был в Москве. Пытался узнать о дальнейшей судьбе этих судов. Но пока никакой конкретной информации нет».
От госкорпорации – к общине?
Мой следующий собеседник Павел В. оказался настоящим марксистом, несмотря на то, что уже много лет работает в рыбно-крабовом бизнесе (а может, именно благодаря этому): «Я вообще за введение государственной монополии на промысел рыбы. Может, в государственно-кооперативной форме, но с жестким ограничением возможности концентрации капитала (долей) у одного собственника. Частники, имеющие выход за границу, всегда будут воровать. И будет все то же самое – браконьерство, коррупция и пр. Как говорится, что немцу хорошо, то русскому – смерть. Так и с капитализмом. Русь выжила только благодаря общинному духу. Частная собственность в нынешнем виде привела к деградации общества, породив массовое отупление, беззаконие и деспотизм имущих. В этом плане, пожалуй, понимаешь важность революций и гильотин.
Что бы ни говорили отрицатели «особого русского характера» – он все-таки наличествует у многих россиян. И это дает хоть и слабую, но надежду на выживание нации».
kamvesti.ru
{{countTopicsText}}
{{post.body_processed}}
Сообщение
Нажмите здесь, чтобы написать ответ
ИНН: 7807271795
Форт Норд, ООО
ИНН: 7810088239
Водные биоресурсы, ООО
ИНН: 7735153790
Открытие, ООО
ИНН: 9725153882
Дикий Улов, ООО
ИНН: 7802340124
Упаковка, ООО
ИНН: 7715857830
НАТАЛИ (1990), ООО
ИНН: 5009098656
ТИХРЫБКОМ Магаданские Морепродукты, ООО
ИНН: 5007103702
Фуд Тим, ООО
ИНН: 4025451411
Старомихайловский РПК, ООО
ИНН: 1005080636
Натуральный Продукт, ООО
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки