Развитие рыбной отрасли в Китае приводит к структурным изменениям в сфере предоставления логистических услуг
Но каждый раз, когда западная компания открывает магазин в стране, она создаёт спрос на новые логистические услуги. Поэтому открытым остаётся вопрос, может ли китайская логистическая отрасль предоставить эти услуги, несмотря на то, что она тоже растёт и развивается, по крайней мере, на 20% в год с начала десятилетия.
Ввоз продукции в страну и её вывоз достаточно простая процедура. Большинство судоходных компаний, осуществляющих контейнерную перевозку продукции, предлагают рефрижераторные услуги, и некоторые в настоящее время расширяют этот вид бизнеса. Например, компания CMA CGM в 2007 году инвестировала свыше 200 миллионов долларов на приобретение сорокафутовых рефрижераторных контейнеров повышенной вместимости (12 000 тонн).
В компании заявляют, что всякий раз, когда модернизируется парк контейнеров, какой-то процент выделяется на модернизацию рефрижераторных контейнеров. В год увеличение парка составляет 30%. В 2007 году рефрижераторные перевозки выросли на 46%, а в первом квартале 2008 года - ещё на 27%.
Китай является вторым крупнейшим рынком рефрижераторных услуг для компаний после Бразилии. В месяц компания перевозит 840 контейнеров с рыбной продукцией из Китая в основном в Северную Европу. В целом компания CMA CGM обслуживает 13 китайских портов.
Воздушные перевозки
Авиакомпании, как правило, перевозят рыбную продукцию в меньших объёмах, чем судоходные компании, но они предлагают ряд услуг по перевозке свежей рыбы. Так, компания Cargolux планирует в ближайшие несколько лет увеличить перевозки примерно на 6%. Она уже осуществляет перевозки из Гонконга, Шанхая, Пекина и Сямынь в другие аэропорты.
Температурно-управляемый груз является растущим сегментом.
Air China, являющаяся китайским национальным перевозчиком, имеет холодильное оборудование на большей части своих баз и использует авиагрузовые контейнеры компании Envirotainer, специально разработанные для температурно-контролируемых продуктов. Например, в Великобритании Air China осуществляет два рейса грузовых самолётов в неделю между Манчестером и Шанхаем и ежедневные грузопассажирские рейсы из аэропорта Хитроу в Пекин.
Ежедневно из Великобритании осуществляются судовые грузоперевозки краба и лосося.
Компания Lufthansa тоже использует авиагрузовые контейнеры компании Envirotainer для перевозки своих продуктов, требующих контролируемого температурного режима. Большая часть рыбы, поставляемая в Китай, доставляется из Скандинавии, где грузоотправители могут воспользоваться услугами грузоперевозчиков из Гётеборга.
Порты
Порты и аэропорты Китая прилагают много усилий, чтобы иметь возможность удовлетворять растущий спрос на их услуги. Они открывают новые терминалы, а правительство оказывает поддержку в развитии программы "Go-West" по стимулированию распространения объёмов отгружаемой продукции.
Но существует две проблемы. Во-первых, Китай не может достаточно быстро расширять портовые сооружения. Ещё большей проблемой является предоставление логистических услуг, чтобы справляться с дополнительными перевозками.
Пока организации по предоставлению логистических услуг находятся рядом с главными аэропортами и работа прибрежных портов налажена, то проблем не возникает. Они начинаются за пределами этих центров. Чем дальше расстояние от прибрежных городов, тем труднее предоставить оптимальные логистические услуги.
На самом деле, ситуация настолько сложная, что некоторые компании, осуществляющие контейнерные перевозки, не хотят, чтобы их рефконтейнеры покидали порт, опасаясь, что они не вернуться обратно. По этой причине компания Eimskip открыла холодильный склад вместимостью 50 000 тонн в городе Циндао, где она может разгружать рефконтейнеры, хранить груз до отправки в пункты назначения и возвращать контейнеры обратно перевозчику. Тот же самый процесс можно осуществлять и наоборот, при этом груз, прибывающий в порт в картонных коробках или поддонах, хранится до тех пор, пока его не загрузят в контейнер и затем доставят на судно. Компания также приобрела терминал в Циндао, чтобы хранить и проверять рефконтейнеры.
Инфраструктура
В логистике на материке тоже есть пробелы. Во-первых, за пределами крупных магистралей и подъездных дорог к портам/аэропортам, сеть дорог находится в не очень хорошем состоянии. Кроме этого, основные дороги платные. Плата за проезд по ним составляет 20% от транспортных расходов, что заставляет менее известные логистические компании пользоваться бесплатными дорогами, которые не соответствуют техническим условиям.
Ситуацию усугубляет тот факт, что многие местные власти не разрешают грузовикам из других провинций пересекать их границу, требуя ненужной разгрузки и перезагрузки. Если и разрешается пересечение границы, то правительство настаивает на замене водителя. Всё это ведёт к большим временным задержкам.
Перевозка грузов по железной дороге технически возможна в Китае для температурно-контролируемых продуктов. Так, компания OOCL с успехом использует этот вариант. Но пока перевозка рефконтейнеров по железной дороге ограничена, так как правительство только начало инвестировать значительные средства в улучшение сети железных дорог, включая развитие национальной сети для смешанной перевозки в контейнерах.
Недостаточное сотрудничество между провинциями также ведёт к дополнительным проверкам груза, что негативно отражается на качестве перевозимых продуктов. Каждый раз, когда рыбная продукция извлекается из своей контролируемой среды для проверок, нарушается температурный режим, что ведёт к порче груза. Легче и дешевле перевозить груз по морю из Китая в Гонконг, а затем обратно, чем пытаться пересечь внутреннюю границу.
Похожая проблема существует, но в большем масштабе, в портах и аэропортах. В конце 2007 года в Китае изменились правила проверки грузов. Раньше инспектора ждали, пока 20-30% груза для одного контейнера не были готовы для загрузки, затем брали опытный образец и отправляли его в лабораторию, где принималось решение, можно ли этот груз экспортировать или нет. На эту процедуру уходило примерно 8 дней. Затем мог быть взят другой образец, когда контейнер был готов к отправке, но это не всегда происходило.
Теперь проверяющие ждут, пока 100% груза не будет готово к отправке, и только потом берут образец. Процесс по-прежнему занимает 8 дней. Эта бюрократическая процедура приостановила экспорт, поэтому компании несут убытки.
Партии груза проверяют на наличие бактерий, антибиотиков, которые запрещены в Европе, и другие материалы, наличие которых может привести к тому, что груз будет забракован в пункте назначения. Китай не хочет заслужить репутацию страны, экспортирующей загрязнённые продукты.
Перспективы
Иностранные операторы проявляют интерес к Китаю, как возможному плацдарму для своего бизнеса. Внутренние слияния и приобретения тоже способствуют наращиванию капитала и помогают привлечению региональных и национальных поставщиков логистических услуг.
Но китайская логистическая отрасль ещё далека от мировых стандартов. Поэтому существует большая возможность для консорциума крупных игроков, которые имеют все шансы поглотить эту отрасль.
Если грузоотправители хотят минимизировать потенциальные риски, они должны внимательно подходить к вопросу выбора партнёров в сфере логистических услуг. Известные во всём мире перевозчики, такие как Schenkers, Kuehne+Nagel или DHL, комапнии, такие как Eimskip, Hellman Perishable Logistics и LC Logistics, могут оказаться более полезными для своих клиентов, чем местные компании, работающие в этой сфере.