Реализация рыбохозяйственной ФЦП объявлена провальной
В ходе правительственного часа в Государственной Думе рыбохозяйственный комплекс назван самым проблемным направлением аграрного и природоресурсного блока. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.
15 марта в Государственной Думе в рамках правительственного часа перед депутатами выступил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. Докладывая о ситуации в рыбохозяйственном комплексе, он указал на ряд положительных тенденций. Так, по данным Росстата, объем добычи водных биоресурсов за 2012 г. составил 4,25 млн. тонн, что практически равно показателю 2011 г., объем произведенной рыбной продукции также удержался на уровне прошлого года. Оборот рыбохозяйственных организаций в 2012 г. достиг 136 млрд. рублей (рост на 8%), а прибыль – 16,5 млрд. рублей. На 10% по сравнению с 2011 г. увеличился и оборот розничной торговли рыбой и морепродуктами.
При этом, по словам Николая Федорова, реализация профильной федеральной целевой программы не позволила в должной мере раскрыть потенциал рыбохозяйственного комплекса. «По этой причине недавно по докладу Минсельхоза Правительство приняло новую государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 г. ФЦП с 2009 по 2012 гг. предусматривала выделение из федерального бюджета 13 млрд. рублей, из которых в итоге освоено всего 3 млрд. рублей. Сейчас госпрограмма до 2020 г. предполагает по базовому сценарию почти 90 млрд. рублей федеральных средств. Поддержка рыбохозяйственного комплекса увеличивается в разы», – заявил глава аграрного ведомства.
Выступавший в качестве содокладчика аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов назвал рыбохозяйственный комплекс самым проблемным направлением аграрного и природоресурсного блока, в котором отмечается значительное число финансовых нарушений. По словам представителя СП, при исполнении бюджета 2011 г. количество нарушений возросло почти в три раза и достигло практически миллиарда рублей. Каждая проверка Счетной палаты заканчивается обращением в правоохранительные органы.
Озабоченность контрольного ведомства вызывает недостаточная бюджетная поддержка рыбаков и недоосвоение ими бюджетных ассигнований. В частности, в 2012 г. были предусмотрены лишь две целевые субсидии в объеме 95 млн. рублей, но и эти средства не дошли до предприятий. Росрыболовство использовало всего 22 млн. рублей. Для сравнения аудитор озвучил объемы субсидирования сельхозпроизводителей: 19 видов целевых субсидий на общую сумму свыше 110 млрд. рублей.
В целом Счетная палата дала отрасли весьма жесткую оценку, а реализация ФЦП в 2009–2012 гг. и вовсе объявлена провальной. «Изначально предполагался объем 29 млрд. рублей. За три года объем Росрыболовство сократило в пять раз – до 5,4 млрд. рублей, так как не была подготовлена проектно-сметная документация. В этой программе десять госконтрактов на проектирование и строительство судов научно-исследовательского флота. Выполнен за четыре года лишь один контракт: построено одно малотоннажное судно за 65 млн. рублей, которое должно было строиться у нас на «Дальзаводе», а было построено в Китае, и то с определенной криминальной окраской. На реконструкцию причалов восьми рыбных морских портов было выделено 500 млн. рублей, однако не выполнена даже проектно-сметная документация. За четыре года из 74 программных объектов сдано лишь 12. Только в 2012 г. необходимо было сдать в эксплуатацию четыре завода по воспроизводству рыбных ресурсов, ни один не сдан. 300 млн. рублей не использованы и возвращены в бюджет», – следует из доклада Михаила Одинцова.
Не понравились Счетной палате и своеобразные трактовки Росрыболовством неприятных вопросов. «Мы каждый раз сталкиваемся с некоторыми бюджетными новеллами в этом ведомстве. 300 млн. рублей, которые они не освоили, они сдают и пишут как экономию бюджетных средств. Еще одна новелла, с которой мы столкнулись впервые, – это создание особой отчетности, которая не соответствует данным официальной статистики. Так, по данным Росстата производство товарной пищевой продукции в 2011 г. составило 3,5 млн. тонн, по данным Росрыболовства – 4,9 млн. тонн. Потребление рыбы на душу населения по данным Росстата – 16,6 кг, по отчету Росрыболовства – 22 кг. Это подается как официальная статистика, и разница объясняется неправильностью подсчетов Росстата», – отметил докладчик.
Кроме того, Михаил Одинцов обратил внимание, что новая госпрограмма на 2013–2020 гг. не была сформирована вовремя, в установленный срок: «Министерство включилось уже на последних стадиях, и на завершающем этапе в авральном порядке ее корректировало и дорабатывало. Понятно, что в таком режиме трудно обеспечить сбалансированность всех мероприятий ресурсами». Он выразил надежду, что «министерство сможет взять под контроль ситуацию в отрасли, что позволит рационально использовать государственные ресурсы в секторе рыбного хозяйства».
«Главный вопрос: почему предприятия рыбохозяйственного комплекса не освоили практически 80% бюджетных средств. На мой взгляд, причина в том, что развитие отраслевого управления в сфере рыбохозяйственного комплекса не соответствует современным условиям рынка и не создает условий для эффективного использования выделяемых средств», – прокомментировал итоги парламентского часа член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий Карлов.
По его словам, в отрасли отсутствует ясный и понятный механизм софинансирования для бизнеса. В итоге предприятия не понимают «правил игры» и не видят долгосрочной перспективы реализации проектов. Примеров тому множество, наиболее яркие из них – это отсутствие реальных возможностей строительства флота для освоения запасов Мирового океана, неурегулированность ситуации в прибрежном рыболовстве, отсутствие закрепления права собственности на промвозврат в проекте закона «Об аквакультуре».
«Что касается расхождений в данных статистики, то в части потребления рыбопродукции на душу населения никто даже не разделяет потребление рыбы на национальную и импортную, и порой отчитываются не своими успехами, а достижениями зарубежных стран. При этом фактическое потребление национального продукта падает. На стол россиян, особенно в центральной части России, попадает продукция в основном импортного происхождения», – заявил депутат.