Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного за

9 августа 2011 11:23

Решение УФАС по Приморскому краю, касающееся сертификатов здоровья рыбы, остается в центре внимания заинтересованных участников ВЭС Дальневосточного бассейна. Ниже в сокращении публикуется решение комиссии, поступившее в https://www.fishnet.ru/.  

РЕШЕНИЕ ( с сокращениями)

г. Владивосток

14 июля 2011 года Дело № 7/08-2010

Резолютивная часть решения объявлена: 1 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен: 14 июля 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступили обращения некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая» (ул. Светланская, д. 51 А, г. Владивосток, 690990) и ОАО «Океанрыбфлот» (ул. Ленинградская, д. 27, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683003) на действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю (ул. Воропаева, 33, г. Владивосток, 690034, далее - Управления Россельхознадзора по Приморскому краю), в части обязания рыбохозяйственных организаций, при оформлении «сертификата здоровья» на экспортируемую в страны ЕС и КНР рыбопродукцию, предоставлять заключение ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» о ветеринарно-санитарном соответствии партии рыбной продукции требованиям официальных документов КНР, выдаваемое на основании проведения в портах КНР и Республики Корея экспертиз партий экспортируемой рыбопродукции, что, по мнению Заявителей, нарушает интересы рыбохозяйственных организаций и ставит в невыгодные условия по сравнению с потенциальными конкурентами.

В результате рассмотрения и анализа обращений, представленных документов и информации, а также документов и информации, полученных из Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, пояснений присутствующих сторон, установлено следующее. В результате рассмотрения и анализа обращений, представленных документов и информации, а также документов и информации, полученных из Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, пояснений

присутствующих сторон, установлено следующее.

Правилами организации ветеринарного надзора за ввозом, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией импортных гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, вывозом с территории Российской Федерации гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.1 0.2008 № 453, регламентировано, что к вывозу из Российской Федерации допускается продукция, по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы признанная годной в пищу человеку и соответствующая ветеринарным и санитарным требованиям страны-импортера.

В соответствии с приказом Министерства сельского сельхоза РФ от 19.07.2005 № 127 «Об обеспечении соответствия требованиям ЕС качества и безопасности рыбной продукции, экспортируемой в государства - члены Европейского Сообщества» Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору поручено обеспечить контроль и надзор за соответствием требованиям ЕС качества и безопасности рыбной продукции, экспортируемой в государства - члены ЕС.

Требованием стран ЕС и Китайской Народной Республики является обязательное наличие «сертификата здоровья» (Health Certificates) на продукцию водного промысла, который подтверждает качество и безопасность продукции водного промысла при ввозе в КНР и страны ЕС.

В соответствии с Директивами и Регламентами стран ЕС, нормативно-правовыми документами КНР, такими как Госстандарт КНР ОВ 18406.4-2001 «Качество и безопасность сельхозпродукции. Требования к безопасности аквапродукции», Госстандарт КНР ОВ 5009.45-200 «Методы исследования гигиенических стандартов рыбы и морепродуктов», для оформления сертификата здоровья предприятию экспортеру необходимо подтвердить соответствие продукции критериям безопасности страны-импортера, а также соблюдение требований страны-импортера к технологическому процессу при добыче (вылове), переработке, транспортировке, хранении, перегрузке экспортируемой продукции.

В соответствии с письмом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № ФС-АС-4/12620 от 10.12.2008, размещенному на официальном сайте Россельхознадзора, до пользователей водных биологических ресурсов была доведена информация о том, что оформление ветеринарных сертификатов 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР) на водные биологические ресурсы и продукты их переработки, добытые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации предназначенные на экспорт без выгрузки на сухопутную территорию РФ, осуществляется на основании:

- разрешения Россельхознадзора на экспорт;

- обращения участников внешнеэкономической деятельности о выдаче сертификата формы 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР);

- копии заявок на оформление судов, утвержденных приказом Росрыболовства № 18 от 7 июня 2008 года;

- грузового коносамента;

- базы данных мониторинговых исследований районов промысла.

Вышеуказанный перечень документов, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности для оформления ветеринарных сертификатов 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР), носит исчерпывающий характер. Лабораторные исследования экспортируемой рыбопродукции при этом не проводятся.

Вместе с тем, с 1 марта 2010 года, на основании письма И.о. руководителя управления Россельхознадзора по Приморскому краю Дымова С.А., от 25.02.2010, № 51-25/633, помимо документов, указанных в письме заместителя руководителя Россельхознадзора Саурина А.И., от участников ВЗД, при обращении за выдачей сертификата здоровья в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю, стали требовать предоставление заключения на соответствие рыбной продукции требованиям официальных документов КНР, выданного представителем ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория», находящимся в порту поступления груза КНР.

ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» выдачу заключений осуществляет на платной основе, на основании договоров, заключенных участниками ВЗД с лабораторией, что подтверждается представленным ОАО «Океанрыбфлот» договором с ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» (№ 1/018/11/018 от 18.01.2011), а также приложениями к нему - № 1 Заявка на проведение экспертизы и оформлению заключения о соответствии, №№ 2,3 (стоимость услуг для судовых партий).

Аналогичные договоры и заключения представлены ООО «Магаданрыба», ОАО «НБАМР», ОАО «Турниф».

При этом комплекс услуг, оказываемых лабораторией при выдаче соответствующего заключения, по информации Заявителей ограничивается исключительно визуальным осмотром партий рыбопродукции, поступившей в порты КНР, а также экспертизе документов, экспертизе ветеринарно-санитарного состояния транспортного средства, что подтверждается копиями экспертных заключений выданных ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» и копиями Акта об оказании услуг.

Управление Россельхознадзора по Приморскому краю подтвердило, что оформление ветеринарных сертификатов 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР) на водные биологические ресурсы и продукты их переработки, добытые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации предназначенные на экспорт без выгрузки на сухопутную территорию РФ, осуществляется на основании вышеуказанных документов.

Тем не менее, Управление Россельхознадзора полагает (исх. № 01-16/659 от 15.02.2011), что в отдельных случаях получение ветеринарных сертификатов 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР) должно проходить по иной процедуре, которая заключается в следующем.

«Во многих случаях участник внешнеэкономической деятельности, оформив в Российской Федерации ветеринарный сертификат и сертификат здоровья на партию продукции водного промысла, в связи с продажей в КНР оформленной партии, и в соответствии с требованиями КНР, обращается в Управление с заявлением об оформлении сертификатов здоровья на каждую проданную партию продукции с изменением владельца продукции.

В таких случаях по обращению участника внешнеэкономической деятельности эксперт ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» на территории КНР проводит экспертизу документов, ветеринарно-санитарную оценку продукции и транспорта (визуальный осмотр продукции, сличение маркировки, целостность упаковки, оценку ветеринарно-санитарного состояния транспорта), идентификацию вывезенной из Российской Федерации и ввозимой в Китайскую Народную Республику продукции водного промысла. Эксперт по электронной почте направляет сведения в ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория», после чего учреждением оформляется экспертное заключение в соответствии с требованиями КНР. На основании полученного удовлетворительного экспертного заключения Управлением оформляется сертификат здоровья на каждую партию продукции в соответствии с поступившим заявлением участника внешнеэкономической деятельности».

В качестве оснований для прохождения именно такой процедуры оформления ветеринарных сертификатов 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНОР) Управление сослалось на письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному от 08.04.2009 № ФС-АС-4/3022, в котором сообщается, что оформление сертификатов здоровья на продукцию водного промысла, предназначенную для экспорта в страны ЕС и КНР, должно осуществляться на основании экспертных заключений, подготовленных в соответствии с требованиями Директив и Регламентов стран ЕС и КНР и письмо от 28.10.2009 № ФС-НВ-2/118, в котором говорится, что экспортируемая в страны СНГ, Европейского Союза и другие страны, российская продукция животного происхождения может исследоваться в ветеринарных лабораториях, имеющих аттестат аккредитации Ростехрегулирования на проведение лабораторных испытаний продукции животного происхождения.

Ссылка на указанные письма является несостоятельной, поскольку этими письмами регулируется порядок получения ветеринарных сертификатов формы 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР) при условии, что рыбопродукция поставляется на экспорт после ее выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации.

Исключением является оформление ветеринарных сертификатов формы 51 (включая оформление «сертификатов здоровья» для стран ЕС и КНР) на водные биологические ресурсы и продукты их переработки, добытые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, предназначенные на экспорт без выгрузки на сухопутную территорию РФ, при котором предоставление экспертного заключения не требуется (письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № ФС-АС-4/12620 от 10.12.2008).

В процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что требование предоставления экспертного заключения для выдачи «сертификата здоровья» на экспортируемую продукцию предъявлялось вне зависимости от того, дробилась ли партия и изменялся ли покупатель рыбопродукции, в том случае, если «сертификат здоровья» не был оформлен до момента пересечения рыбопродукцией государственной границы Российской Федерации.

Доводы Управления Россельхознадзора по Приморскому краю о том, что в случае, если «сертификаты здоровья» оформляются после пересечения границы Российской Федерации, существуют риски подмены продукции, ухудшение качества во время перевозки и т.п., противодействию чему и направлено проведение экспертиз, и выдача «сертификатов здоровья» только после проведения экспертиз не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что при проведении экспертизы специалистами ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» на территории КНР не подразумевает проведение лабораторных исследований рыбопродукции. Экспертом проводится только экспертиза документов, визуальный осмотр продукции, сличение маркировки, целостность упаковки, оценка ветеринарно-санитарного состояния транспорта).

Более того, в материалах дела имеются документы - справка ФГУ «ЦСМС» по заходам в порты судов, перевозящих рыбопродукцию (исх. № ВлФ/01-391), из которых следует, что в отдельных случаях «сертификаты здоровья» выданы после пересечения судами государственной границы Российской Федерации, но до захода судов в порты иностранных государств, в которых специалистами ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» проводится экспертиза рыбопродукции, то есть фактически, до проведения каких-либо обследований рыбопродукции.

Нормативными документами в сфере ветеринарного контроля не предусмотрена возможность органов Россельхознадзора осуществлять деятельность по оформлению ветеринарных сертификатов в том числе и «сертификатов здоровья» после пересечения рыбопродукцией Государственной границы Российской Федерации и ее нахождении на территории иностранного государства, то есть вне юрисдикции Российской Федерации.

Требования Управления Россельхознадзора, предъявляемые к участникам внешнеэкономической деятельности - экспортерам рыбопродукции, о предоставлении экспертного заключения на соответствие рыбной продукции требованиям официальных документов КНР (при обращении за получением «сертификатов здоровья») не соответствуют требованиям действующего законодательства, приводят к дополнительным затратам для участников ВЭД, как временным, так и финансовым, то есть фактически препятствуют в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции, следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Из вышеизложенного следует, что требования Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, предъявляемые к участникам внешнеэкономической деятельности - экспортерам рыбопродукции, о предоставлении заключения на соответствие рыбной продукции требованиям официальных документов КНР (при обращении за получением «сертификатов здоровья» нарушают требования антимонопольного законодательства, а именно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю в Комиссию Приморского УФАС России по рассмотрению настоящего дела представлены документально подтвержденные данные о том, что письмо И. о. руководителя управления Россельхознадзора по Приморскому краю Дымова С.А., от 25.02.2010, № 51-25/633 (о выдаче «сертификатов здоровья» после получения заключения на соответствие рыбной продукции требованиям официальных документов КНР) аннулировано (исх. № 01-25/3503 от 19.08.2010) и что требования о представлении заключений ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» или иных экспертных организаций при выдаче «сертификатов здоровья» в настоящее время не выдвигаются. Представителем некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая» информация о прекращении требований подтверждена, в то же время им было указано, что данные требования выдвигались вплоть до последнего времени, что подтверждается находящимися в деле копиями экспертных заключений, ветеринарных сертификатов и сертификатов здоровья, датированных апрелем 2011 года.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», комиссия РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», выразившегося в требованиях, предъявляемых к участникам внешнеэкономической деятельности - экспортерам рыбопродукции (в том числе путем направления письма И. о. руководителя управления Россельхознадзора по Приморскому краю Дымова С.А., от 25.02.2010, № 51-25/633), о предоставлении заключения на соответствие рыбной продукции требованиям официальных документов КНР при обращении за получением «сертификатов здоровья», что необоснованно препятствует осуществлению деятельности вышеуказанных хозяйствующих субъектов, то есть может иметь своим результатом ограничение и недопущение конкуренции на рынке экспорта рыбопродукции в страны ЕС и КНР.

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом его совершившим.

Председатель Комиссии: С.В. Вялых

Члены Комиссии:

С.К. Бессонов

А.Л. Петров

Прим. Fishnet.ru: решение публикуется с сокращениями.

Последствия решения оцениваются корреспондентом https://www.fishnet.ru/ в статье «Половинчатое решение по сертификатам здоровья рыбы шокировало иностранцев и разочаровало российских экспортеров рыбной продукции»

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>