Решение проблем рыбного хозяйства Камчатки взял на контроль профильный Комитет Совета Федерации
14 октября на расширенном заседании Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию были рассмотрены нормативно-правовые аспекты проблем развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Об этом сообщает Fishnet.ru.
Камчатский край является лидером по вылову ВБР в Российской Федерации. Доля регионального улова составляет более 21% в масштабах всей страны и более 32% в структуре рыбного хозяйства Дальнего Востока. За период с 2009 по 2013-ый годы на побережьях полуострова построено 16 современных перерабатывающих заводов. Общий объём инвестиций в береговую инфраструктуру составил порядка 13 млрд. рублей, и если в 2008-ом г. эта цифра составляла порядка 800 млн., то в 2013-ом почти 5 млрд. рублей. В отрасли региона трудятся порядка 16 тыс. человек. Флот насчитывает порядка 1700 судов, из них 500 судов рыбопромыслового флота.
Основной доклад собравшимся представил Министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. Он отметил, что основной рост производства и активное развитие произошло после принятия на федеральном уровне концептуальных решений по долгосрочному закреплению долей квот и рыбопромысловых участков. В будущем планируется создание в центре Петропавловска-Камчатского территории опережающего развития, в которую будут включены все причалы и береговые мощности. На сегодняшний день ФГУП «Нацрыбресурсы» обладает большими площадями причальных и береговых сооружений. Есть необходимость передать их в собственность субъекта и увеличить финансирование на их обустройство и модернизацию в рамках госпрограммы.
Модернизация морского порта Петропавловск-Камчатский до уровня международного морского терминала, способного обеспечить современную транзитную обработку грузов, значительное увеличение грузооборота на морских перевозках и сервисное обслуживание судов, предопределяет необходимость создания на его базе портово-логистического центра, который станет опорной точкой на трассе Северного морского пути.
« - Сегодня на Камчатке де факто существует, но юридически не формализован рыбохозяйственный кластер, который функционирует и развивается. Тихоокеанские лососи являются ценнейшим восполняемым природным ресурсом Камчатки, имеющим ключевое значение для устойчивого развития РХК, как основы социально-экономического положения края. Есть планы по строительству 14-ти рыборазводных заводов по воспроизводству кеты в рамках региональной программы развития РХК.
В том числе, у нас есть реки, которые находятся в урбанизированных районах с большой численностью населения. Нерестилища в этих местах находятся в угнетённом состоянии. Для строительства 5-ти рыбоводных заводов, деятельность которых будет направлена исключительно на восстановление запасов лососей, требуются средства из федерального бюджета в объёме 1, 115 млрд. рублей», - рассказал Владимир Галицын.
Отдельно Министр рыбного хозяйства края остановился на проблемах, требующих скорейшего решения. Значительный ущерб запасам чавычи, нерки, кеты и другим лососёвым, и в целом рыбной отрасли Камчатки наносит дрифтерный промысел. По данным науки до 80% из тех объёмов, которые вылавливают японские суда в экономзоне РФ – это рыба Камчатки. Запрет этого варварского промысла добавил бы порядка 10 тыс. тонн вылова, возможность развивать рабочие места, налоги, не говоря уже о сохранении и эффективном использовании национальных рыбных запасов.
Ещё одной острейшей проблемой для камчатских рыбаков является неурегулированный до сих пор вопрос с неоднократным пересечением границы для судов рыбопромыслового флота. С 1 января 2014 г. запрещён транзитный проход судам рыбопромыслового флота РФ через 1-ый Курильский пролив. В результате таких требований пограничников только одно крупнотоннажное судно теряет на переходе порядка 3 млн. рублей, не учитывая потерь промыслового времени и непроизводственные расходы. Все эти затраты прямым образом ложатся на себестоимость продукции и на плечи наших потребителей.
« - Нашим судам с закрытой госграницей запрещено двигаться 1-ым Курильским проливом. В тоже время иностранные суда имеют право проходить через 1-ый Курильский пролив, просто уведомляя, что они осуществляют мирный проход. Штрафы российских рыбаков за эти нарушения достигают десятков млн. рублей. В связи с этими барьерами некоторые компании уже перерегистрировались с Камчатки и даже планируют увести свой флот в Корею.
Закон «Об охране окружающей среды» запрещает слив сточных вод в территориальном море РФ, а чтобы выйти за пределы территориального моря надо иметь разрешение на промысел. Для судов, осуществляющих транспортировку, бункеровку, переработку, научное наблюдение – это проблема. В итоге, плюс 4 рубля на каждый килограмм продукции, делает её неконкурентоспособной, и тяжёлым бременем ложится на плечи покупателей», - посетовал собравшимся Владимир Галицын.
В числе прочих докладчик назвал проблему поставок продукции на внутренний рынок в период путины из-за нехватки рефсекций. « - Действует прогрессивная система оплаты, в итоге цена за хранение за месяц возрастает в 3 раза. Одно из наших предприятий, привезло порядка 5 тыс. т. горбуши, кеты. Они простояли два месяца в ожидании выгрузки, заплатили за этот простой 8 млн. и отправили рыбу в Китай, где её продали быстро и без проблем. Судно разгрузили в течение полутора суток. Проблема эта есть, её надо решать, и одно из перспективных решений здесь – это Севморпуть», - отметил в заключении Владимир Галицын.
Заместитель Председателя краевого Заксобрания Роман Гранатов выделил проблему нормативно-правовой базы, в результате чего доступ к выделяемым субъектом ресурсам для прибрежного рыболовства на сегодняшний день получают компании, не имеющие к Краю никакого отношения и зарегистрированные в других субъектах. Тем самым нарушая базовую основу прибрежного рыболовства. В результате инфраструктура региона не развивается. Также, законодатель предложил в рамках ответных санкций запретить японским судам дрифтерный промысел в российских водах, и хотя бы частично переработку сырца японских уловов делать самим для получения добавленной стоимости.
« - В период с 2009 по 2014 г. 37 рыбохозяйственных организаций с общим объёмом квот 126 тыс. т. перерегистрировались в другие регионы. В проводимых аукционах на высвобожденные доли принимали участие предприятия, не имеющие никакого отношения к прибрежному рыболовству», - подчеркнул Роман Гранатов.
Председатель НО «Региональное отраслевое объединение работодателей «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» Сергей Тимошенко привёл неутешительную статистику. « - Океанрыбфлот в этом году за счёт того, что ходит 4-им Курильским проливом потерял уже 240 млн. рублей. 29 судов вынуждены были стоять «на приколе» у побережья. Такое лишение людей работы, не подпадает сегодня ни под какую статью. Впереди у нас сельдевая и минтаевая путины. Я обратился лично к министру сельского хозяйства», - заявил руководитель объединения.
Председатель профильного Комитета Совета Федерации Геннадий Горбунов пообещал разобраться с этим вопросом и в ближайшее время внести соответствующий проект законодательного акта.
Заместитель Директора Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Алексей Осинцев сообщил, что данный вопрос уже находится под пристальным вниманием Главы Минсельхоза. Министр лично обратился к Руководителю ФСБ с просьбой ускорить решение вопроса и проинформировать о том, как идёт работа над проектом закона.
Председатель Правления Союз рыболовецких колхозов Борис Блажко отрицательно отозвался о выдвинутых Росрыболовством новациях в отношении прибрежного рыболовства, отметив, что ограничение по размерам судов и запрет перегрузки уловов остановит работу предприятий.
Подводя итоги заседания, Председатель профильного Комитета Геннадий Горбунов отметил, что запрет дрифтерного промысла неизбежен. Вначале его запретят японцам, а затем и нашим рыбакам. Сенатор подчеркнул, что особенно в период санкций необходимо создавать условия нашим рыбакам для того, чтобы они везли свою продукцию на внутренний рынок. « - Всё они, конечно, привезти не могут, потому как весь рыбодобывающий флот у нас ремонтируется в Корее, а рассчитываются за это рыбаки нашей рыбой. И пока что, в Пуссане ремонт и обслуживание флота обходится нашим капитанам быстрее, дешевле и качественнее», - констатировал сенатор.
В заключении Геннадий Горбунов сообщил, что с учётом всех прозвучавших выступлений и предложений будет сформировано Решение Комитета и проведено закрытое заседание Комитета с участием ФСБ и ФАС, на котором отдельно будут вынесены: вопрос пограничного контроля и вопрос дрифтерного лова.




















