Россельхознадзор: рост импорта новых видов рыбной продукции требует срочных изменений в законодательстве по пищевой безопасности
На прошедшей недавно конференции «Контроль безопасности рыбы, нерыбных объектов животного происхождения и продукции из них», материалы которой поступили в www.fishnet.ru, начальник отдела Организационно-инспекторского управления Россельхознадзора, Корчинский Виталий Евгеньевич, отметил, что международная торговля рыбой и рыбной продукцией является одной из основных составляющих рынка пищевых продуктов.
Сегодня очень интересен для многих стран российский рынок. Импорт рыбной продукции в Россию составляет около одного миллиарда долларов США, но он стабильно растет, а цены на отдельные виды уже превышают цены, которые устанавливаются в основных странах-импортерах.
К наиболее востребованным в мировой торговле видам рыб можно отнести следующие:
ГЛУБОКОВОДНЫЕ: треска, минтай, пикша, хек (новозеландская, австралийская мерлуза), макруронус.
ТУНЦЫ.
МЕЛКИЕ ПЕЛАГИЧЕСКИЕ РЫБЫ: сельди, скумбрии, сардины, ставриды.
ФЕРМЕРСКИЕ И ДИКИЕ ВИДЫ: лососи, креветки, моллюски
РЫБНАЯ МУКА И РЫБНЫЙ ЖИР.
Объемы продаж по основным группам, видам рыб в процентах от общего объема продаж в стоимостном выражении составляют:
(данные 2005г.)
ГЛУБОКОВОДНЫЕ | 8 %. |
КАЛЬМАРЫ | 1,4 %. |
ТУНЦЫ | 9 %. |
КРЕВЕТКИ | 18 % |
ЛОСОСИ | 7 % |
САРДИНЫ | 1 % |
СКУМБРИИ | 2 % |
СТАВРИДЫ | 1,1 % |
СЕЛЬДИ | 1,2 % |
РЫБНАЯ МУКА | 5 % |
РЫБНЫЙ ЖИР | 1 % |
ОСТАЛЬНЫЕ ВИДЫ | 45,3 % |
Из моллюсков здесь показаны только кальмары, но если сюда включить остальные виды моллюсков, то они по продажам займут второе место после креветок.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что основной рост импорта рыбной продукции и в России будет происходить за счет креветок, моллюсков и прочих видов. Готовы ли мы осуществлять контроль безопасности данной продукции на должном уровне?
Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.4.050-96 «Производство и реализация рыбной продукции» установлено для экспортируемой продукции:
- ПДУ содержания в моллюсках биотоксинов (фикотоксинов – паралитический яд, диаррейный яд, домоевая кислота),
- ПДУ содержания общего азота и триметиамина - показатели свежести рыб
Для продукции, реализуемой на российском рынке, в том числе импортируемой, такие требования не установлены.
Регламент ЕС 854/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 года имеет специальную главу по использованию ядовитой рыбной продукции.
G. ЯДОВИТАЯ РЫБНАЯ ПРОДУКЦИЯ
«Должны проводиться проверки и гарантировать, что нижеуказанная рыбная продукция не попадет на рынок:
1. Ядовитая рыба следующих семейств: Tetraodontidae, Volidae, Diodontidae и Canthigasteridae;
2. Рыбная продукция, содержащая биотоксины, такие как Ciguatera или другие токсины, опасные для здоровья человека. Однако, рыбная продукция, полученная из двустворчатых моллюсков, иглокожих, оболочников и морских гастроподов, может поставляться на рынок, если она произведена в соответствии с Разделом VII Приложения III к Регламенту (ЕС) No. 853/2004, и соответствует стандартам, установленным в Главе V, пункт 2, того раздела».
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.050-96 устанавливают специальные требования для выращивания моллюсков, но методы контроля биотоксинов до настоящего времени не разработаны и нормы по их определению не введены в нормативные документы. При этом в дальневосточных морях, в Белом и Черном морях добываются моллюски и имеются в наличии фермерские хозяйства по выращиванию моллюсков. Необходимо обратить внимание, чтобы инспектора и ветеринарные врачи данных регионов имели бы специальную подготовку по этому направлению. Кроме того, необходимо установить, кто в данных и других регионах, где производится или планируется производство моллюсков, будет осуществлять соответствующий лабораторный контроль, принимая во внимание, что данная продукция представляет опасность не только для здоровья, но и для жизни людей.
Очень важны здесь и экологические моменты, как и для всей продукции аквакультуры. Где расположен водоем, как далеко участок расположен от стоков, представляющих опасность для загрязнения и т.д. Все эти вопросы должны быть под контролем ветеринарной службы.
Также имеются расхождения в российских и европейских документах по определению содержание гистамина в рыбной продукции. В российских документах необходимо определять содержание гистамина в четырех видах рыб – сельдь, скумбрия, лососевые и тунцы, в то время как ЕС ввели в обязанность определение содержания гистамина во всех видах рыб с высоким содержанием гистидина, следующих семейств: Scombridae, Clupeidae, Scombresocidae, Pomatomidae, Coryfenidae и Engraulidae.
Для ветеринарно-санитарной оценки безопасности продукции аквакультуры проводится большая работа, но требования, которые имеются в наличии относятся, в основном для прудового рыбоводства а программа дальнейшего развития продукции аквакультуры предусматривает также и индустриальное рыбоводство.
Ветеринарно-санитарных требований для строительства ферм с использованием садкового хозяйства и требований для производства в них продукции аквакультуры в настоящее время нет, также отсутствуют и ветеринарно-санитарные требования для производства кормов для рыб, т.е. практически развитие аквакультуры осуществляется без достаточного контроля со стороны ветеринарной службы.
При контроле продукции аквакультуры, например, в Норвегии нами использовались нормативные документы ЕС. В нормативных документах ЕС есть очень интересная запись, которой возможно иногда пользоваться и нашим инспекторам, а именно: «Если предприятие зарегистрировано для производства продукции для стран ЕС, то оно должно всегда производить продукцию по требованиям не ниже, чем требования ЕС, независимо от того для какого рынка данная продукция производится». То есть мы принимали во внимание, что их требования выше и при проверке принимали их за основу.
При контроле безопасности рыбной продукции в Российской Федерации регламентируется два направления:
- контроль безопасности рыбной продукции,
- контроль соответствия предприятий, судов предъявляемым требованиям.
Но по-прежнему остаются добровольными в Российской Федерации:
- внедрение системы собственного контроля,
- внедрение прослеживаемости.
Для экспортируемой продукции, особенно для ЕС данные показатели необходимо учитывать, так как в Европе, США и ряде других стран использование НАССР и прослеживаемости введено законами.
И внедрение данных показателей на рыбоперерабатывающих предприятиях и судах (за рубежом) позволяет значительно увеличить периодичность отбора проб морских рыбы и нерыбных объектов для проведения анализов по показателям безопасности.
Мониторинговые исследования безопасности рыбной продукции разные страны проводят по-разному. Некоторые разрабатывают и утверждают годовые программы по отбору проб каждого вида рыбы или продукции (1 образец от 100 тонн, 10 процентов от отгружаемых партий, иногда каждая партия), некоторые страны устанавливают периодичность по отбору проб (от одного раза в год до нескольких раз в смену) для проведения исследований по безопасности рыбной продукции.
Но у всех есть законодательный документ, устанавливающий периодичность мониторинга безопасности, что позволяет распространять полученные результаты на определенную партию продукции данного вида или на определенный период, например на путину.
В России в настоящее время такого документа нет. Это и является одной из причин простаивания судов в портах до получения результатов лабораторных анализов.