{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Российская компания соединила рынок и запасы глубоководных крабов в новый Клондайк

13 августа 2007 16:06
Передовая добывающая российская компания Р/К «Восток-1» из Приморья соединила рынок и запасы глубоководных крабов в новый Клондайк, освоив промысел и американский рынок продукции из глубоководного краба, огромные запасы которого до сих пор недоиспользуются как в российских водах, так и в открытом океане. Так, за период 2006 года компания добилась наивысших цен по всем градациям и в начале 2007 года установила фиксированные цены по верхней шкале. В результате фиксирования цен получены заказы, которые фирма даже не может полностью выполнить, и ей приходится переносить их на 2008 год.

В этих условиях Восток-1 ищет партнеров для работы в открытом океане на промысле глубоководных крабов, а также дорогих и массовых рыб. Об этом в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» сообщил председатель совета директоров компании Валерий ШЕГНАГАЕВ.

В результате больших издержек промысел глубоководного краба практически все предприятия Дальнего Востока прекратили, поэтому сейчас на рынке США колхоз остался один и смог без помех регулировать маркетинговую политику.

Существовала проблема мелкого краба, но специалисты колхоза провели большую работу и сделали, можно сказать, открытие. Дело в том, что, возможно, в океане будут преобладать мелкие градации краба, которые не имеют особого спроса на рынке США. Поэтому россияне пошли по пути китайцев, по пути обработки краба на мясо, как они сделали по крабу-плавунцу.

Существует несколько групп крабов, разделенных по весу. Это мороженые секции менее 3 унций, 3/5 унции, 5/8 унции, 8/10 унции и свыше 10 унций (унция 28 граммов). Каждой группе соответствует определенная цена. Разница между градацией менее 3 унций и 5/8 унции почти в два раза. Тогда как выход мяса из одной единицы мороженых секций, к примеру, из 1 кг, получается одинаковый – 40%. Дело в соотношении толщины панциря мелких групп к крупным, у мелкого краба он тоньше, и от этого получается такой эффект. Это явилось открытием, которое сделали специалисты Востока-1. Это позволяет говорить о том, что при направлении мороженого краба на выемку мяса можно получить эффект увеличения цены мелких групп до уровня крупных групп. При ранее затруднительной реализации мелких групп, причем по низкой цене, это позволяет поднять рентабельность производства краба почти на 30-40%. Такой высочайшего уровня маркетинг как краба, так и рыбы – позволил реально рассматривать вопросы работы в открытом океане. Специалисты колхоза побывали в Китае и продемонстрировали возможности глубоководного краба, для того чтобы при направлении краба на мясо достичь равности цен крупного и мелкого крабов.

Открытый океан

Уже отработана концепция выхода в океан, в районы будущей работы. Концепция предполагает практически неограниченную работу судна по промыслам глубоководных крабов с возможным выловом около 10 тонн в сутки. Предполагаемые концентрации краба дают возможность работы на двух-трех порядках вместо обычных 5 порядков в сутки, что даст значительную экономию по топливу. И при отсутствии платы за квоту общая расходная часть судна на промысле может быть уменьшена примерно на 50%. Сэкономленное будет направлено на развитие (строительство судов) и увеличение заработной платы экипажам.

Отработаны принципы смешанных вариантов добычи и обработки рыбы по разделению: дорогая и относительно дешевая, но массовая. Дорогостоящие виды – глубоководные палтусы, угольная, окунь, солнечник, нототения, seabass, предположительные выловы 10-15 тонн в сутки. Относительно дешевая рыба – типа макрурус, но в значительных количествах, около 30 тонн в сутки.

Районы промысла не раскрываются, так как проработка стоила много времени и средств, но партнерам компания будет предоставлять такую информацию бесплатно, другим – на определенных условиях. Продажу выпущенной продукции предполагается осуществлять через агента компании Global Seafood Corporation с целью недопущения ухудшения рынка. В одиночку в океане не сработаешь, нужна будет небольшая экспедиция в количестве 5-7 судов, тогда это будет взаимовыгодно. Вступление в проект платное.

Проект получил одобрение в Минсельхозе у заместителя министра Владимира Абдурмановича Измайлова, у председателя комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Геннадия Васильевича Кулика и в ВАРПЭ у Юрия Ивановича Кокорева.

Запасы краба
По данным информационных источников, глубоководный краб является наиболее массовым объектом, особенно, глубоководный краб типа японикус и ангулятус. В частности, имеется пример Японии и Южной Кореи, которые успешно ловят его на протяжении семи десятилетий.

Китай, в общем-то, континентальная страна, имеющая сравнительно небольшие прилегающие водные акватории, ловит в год 556 тысяч тонн краба, что больше вылова всех вместе взятых стран, работающих на крабе. Основа – краб плавунец, он стоит в нише ценностного выражения вместе с глубоководным крабом. Китайцы решили проблему рынка, направляя его на выемку мяса, которое экспортируют в США и Японию. Только в США поставляется 11 тысяч тонн крабового мяса.

Восток имеет информацию, где ловить глубоководного краба в открытом океане на глубинах 800-1400 метров. Но нужно было научиться его ловить. Поэтому в 2001 году Правление колхоза экипировало одно судно. В 2002 году перевели на промысел краба все три краболова-процессора, затем дооборудовали еще три и одну плавбазу. Сейчас колхоз имеет семилетний опыт работы глубоководного промысла краба. Т.е. приспособленную для этого технику, тактику и стратегию промысла и, главное – технологии, которые приняты на рынках США, Тайваня, Гонконга. То же самое по освоению глубоководного промысла рыбы. Имеется 5 летний опыт освоения макруруса, который постепенно набирает цену на рынке и вскоре должен заменить или дополнить привычный минтай.

Общие затраты на освоение оцениваются в сумму примерно 10 миллионов долларов, так как пришлось преодолевать много неизвестного, а это не всегда удавшиеся эксперименты и затраты на освоение рынка.

Материальная цена вопроса внедрения глубоководного краба в США оценивалась уровнем долгов, приобретенных в 2004-2005 годах. На начало 2006 года долги исчислялись 18 миллионами долларов, из них самые большие – поставщикам 11 миллионов и 7 миллионов кредитных долгов.

Причины известны. Это, прежде всего, издержки по освоению рынка. Введение платы за квоты. Повышение цены топлива в 2005 году. В 2006 году колхоз ликвидировал 8 миллионов долгов. Сейчас осталось 10 миллионов, и есть реальные предпосылки, что отдаст в этом году еще 8 миллионов. И прослеживается твердая тенденция, что в 2008 году предприятие будем жить, как до освоения глубоководных промыслов краба и рыбы – без кредитов.

Судно
В открытом океане неизбежна потеря 30-40% календарного времени. Поэтому Рыболовецкий колхоз «Восток-1» пошел по пути строительства судна, которое бы могло работать в любую погоду. Такое предложение поступило от норвежцев при строительстве в Испании ярусолова «Восток-1» еще в 1996 году.

Тогда норвежцы построили первое головное судно такого типа. Сейчас, когда в Норвегии построено три таких судна и они успешно работают в Антарктике, осуществляя идею «открытого океана», Восток-1 также решил заказать такое судно.

По словам Шегнагаева, у судов такого типа нет недостатков, кроме того, что они очень дороги. Но это окупаемый недостаток, так как предоставляется возможность вести промысел в любую погоду посредством так называемого лунного бассейна. Проще говоря, это островок спокойной воды в днище судна при бушующем море.

Поэтому в 2004 году, когда колхоз приобрел опыт по глубоководному промыслу, был заказан подобный проект лучшей проектной компании Норвегии, компании «Скипниекс». Они сделали проект согласно условиям Восток-1 в результате наработанного опыта глубоководного промысла. Поэтому на сегодня можно констатировать факт наличия проекта судна, приспособленного для работы в океане. Сейчас колхоз решает вопросы строительства.

Восток-1 имеет опыт и кадры, которые осуществляли строительство в Южной Корее трех уникальных судов-ярусоловов в 2001-2002 годах. Эти суда прекрасно зарекомендовали себя во всех отношениях. Теперь относительно строительства нового судна с лунным бассейном или аналогом ему. Корпус желательно строить в России. Завод «Звезда» умеет это делать, но нужно, чтобы завод дал гарантии по срокам и отделил его строительство от военных заказов. У колхоза уже была практика переоборудования трех судов на «Звезде». Эти три судна «реконструировались» 8 месяцев. Причина – как только появляется военный заказ – работы на рыболовецких судах останавливали. Можно построить корпуса в Южной Корее, но для этого нужны партнеры, так как там можно заказать только серию судов, а колхоз можем одолеть только одно судно в год. Поэтому он ищем 3-4 партнеров по строительству. Высказывается также надежда на помощь государства.

Партнер
В другом варианте возможен один партнер, который мог бы инвестировать полный проект из серии в 5 судов. Последнее – самое интересное. Колхоз сможет продать партнеру 30% акций, что составляет блокирующий пакет, и на эти средства строить серию из 3-5 судов. Эти средства явятся основными, затем инвестор добавляет свои средства соотносительно своего процента владения акциями.

Даже без учета перспектив, которые изложены в интервью, и наличия огромных долгов на тот момент, 28 ноября 2005 года господин Ellert Vigfusson, вице-президентом компании ICELANDIC (огромная исландская компания, специализирующаяся на переработке рыбы и морепродуктов с годовым оборотом 2 миллиарда долларов) предложил купить все предприятие за 98,6 миллиона долларов США. С учетом перспектив, увеличения цены на краб и рыбу, Восток-1 планирует продажу блокирующего пакета по цене 1% акций за 1 миллион долларов США. Основным интересом в покупке компании явились тогда квоты и отсутствие незаконного вылова. Ранее компания покупала лимиты на аукционах из расчета плюс 40% от возможностей флота для возможности строительства нового флота, и это без учета выхода в океан. Тема «открытый океан» добавляет предприятию огромные возможности и, естественно, позже, по получению первых результатов, состоится переоценка стоимости акций в сторону увеличения. В цене учтено повышение цен на продукцию. Учтено то, что предприятие освободилось от дел и сопутствующих им основных фондов, которые были перспективны, но непосильны. К примеру, была продана флотилия малых судов с «Влад Орион», тральщик РТМ «Серена», чтобы уйти от несвойственного и очень дорогого тралового промысла. В результате компания сразу получила экономию и в дальнейшем планирует ежегодное получение прибыли на уровне 6 миллионов долларов.

Справка.
Сегодня в ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» трудится более 500 человек. На балансе предприятия находится 11 судов, – 4 краболова и 7 предназначенных для ярусного промысла. Основными объектами добывающего флота колхоза являются все промысловые виды крабов, минтай, синекорый и белокорый палтус, окунь, треска и др. В перспективе – увеличение промысла макруруса. Каждое промысловое судно колхоза имеет индивидуальный сертификат, позволяющий изготовленную на его борту продукцию поставлять напрямую за рубеж. Продукция «Востока-1» пользуется большим спросом на рынках США, Японии, Кореи, Китая, Тайваня и ряда стран Европы. Годовое производство товарной продукции предприятия составляет несколько десятков тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Устойчивое финансовое положение позволяет ежегодно расходовать средства на обновление и модернизацию флота, финансировать различные научные исследования.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>