Российская треска возвращается на норвежские фабрики
В конце 1990-ых основная часть российских траулеров в Баренцевом море переключилась с производства охлажденной трески и пикши на мороженую. Почти все траулеры-свежьевики Северного бассейна в короткий срок были переоборудованы под морозильные суда. В итоге обанкротилось много норвежских компаний. Но теперь русские возвращаются - поставки российской рыбы на норвежские фабрики начали расти. Распад СССР оказал большое влияние на состояние рыбообрабатывающих отраслей Норвегии и России. Для российских судовладельцев фактически внезапно ситуация изменилась на новую. Норвежский сектор рыбообработки, особенно в губернии Финмарк, сумел быстро установить контакты с новыми российскими поставщиками.
В современной истории активная закупка российской трески норвежцами началась уже в 1982 г. В торговле с Советским Союзом Норвегия меняла 45 000 т трески за год на различные виды, в том числе путассу. С 1988 до 2000 гг. выгрузки российских судов в норвежских портах увеличились практически от 0 до 170 000 т. Хотя квоты трески в этот период снижались, поставки российских судов росли.
Норвежская рыбоперерабатывающая промышленность получила доступ к очень важному российскому сырью вблизи важных районов промысла. Поставляемая треска имела хороший размер, подходящий для производства филе в течение всего года, в то время, как норвежский флот выгружал на фабрики вдоль северного побережья Норвегии лишь небольшую часть своих уловов. В свою очередь, российские судовладельцы получили доступ к новым технологиям, знания и доступ к хорошо-функционирующему рынку сырья с большим количеством покупателей, которые оперативно оплачивали закупки российского сырья.
Вплоть до середины 1990-х, большинство поставок были представлены охлажденной треской, которая поступала непосредственно на норвежские фабрики. Но постепенно русские изменили ассортимент своих выгрузок. Треска начала замораживаться на траулерах непосредственно в море в районах промысла. Затем она сдавалась на хранение на норвежские морозильные терминалы для последующих продаж в другие страны. По мнению экспертов из Nofima, такое изменение имело драматические последствия для норвежского сектора переработки рыбы. Многие рыбообрабатывающие компании в начале 1990-х рассчитывали свои займы и инвестиции в производство в расчете на сохранение поставок охлажденной рыбы с российских судов в будущем.
Рост спроса на мороженую рыбу за пределами Северной Норвегии и в других странах оказал влияние на рост цен на сырье. У норвежских производителей появились серьезные проблемы. Вызовов было много: снижение тресковых квот, рост объемов мороженой рыбы, спрос на российское сырье в других странах, рост процентной ставки в отношении банковских кредитов внутри Норвегии - все это совпало с рекордным укреплением норвежской кроны и явилось причиной массовых банкротств предприятий в области норвежской рыбообработки в период около 2002 г.
Однако, анализ выгрузок российских судов за 2007 г. показывает, что поставки в Норвегию российской трески и пикши, выловленных судами Северного бассейна, снова пошли в рост. По данным норвежской организации The Norwegian Fishermen's Sales organization (один из пионеров сотрудничества с русскими), в 2007 г. российские рыбаки продали с ее помощью 120 000 т. О причинах такого удивительного роста пока приходится только догадываться. Одной из них может быть учреждение более строгого международного режима контроля, связанного с рыбой, поступающей из Баренцева моря. Другая может быть связана с тем, что рост топливных цен делает для русских рыбаков норвежскую систему реализации более привлекательной. Третья - русские получают доступ к хорошо развитому норвежскому коммерческому аппарату с низкими затратами. При этом за свои уловы они получают хорошую цену.
Эксперты Nofima считают, что рост российских поставок баренцевоморской трески и пикши на норвежские фабрики обеспечивает возможность развития норвежской береговой инфраструктуры. Тем не менее, нельзя исключить тот факт, что основная часть российского сырья выгружается в Норвегии только для того, чтобы затем транспортироваться в необработанном виде в другие страны, промышленность которых готова заплатить за российское сырье больше, чем могут себе позволить норвежские производители.