Российские и вьетнамские поставщики не так координировались
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила выделить в отдельное производство дело об антиконкурентном соглашении между вьетнамским Управленческим комитетом по экспорту пангасиуса на российский рынок (VASEP) и российской Ассоциацией производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР). В результате за несколько лет количество российских компаний-импортеров и вьетнамских экспортеров пангасиуса сократилось в два раза. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Коммерсант.
О том, что по делу о нарушении российского антимонопольного законодательства вьетнамским VASEP и российской АПТПРР будет проведено отдельное расследование, говорится в решении ФАС по картельном сговору о поставках пангасиуса (морской язык) из Вьетнама. Как следует из документа, размещенного вчера на сайте ФАС, отраслевые организации не только имели отношение к координации участников внешнеторговой деятельности на рынке пангасиуса с российской и вьетнамской сторон, но и согласовывали их между собой.
В частности, в материалах ФАС говорится, что АПТПРР с середины 2008 года начала определять объемы поставок, цену закупок и оптовой продажи, а также состав российских импортеров—участников товарного рынка по поставкам пангасиуса. VASEP, в свою очередь, совершал аналогичные действия в отношении компаний-экспортеров из Вьетнама. В результате, как отмечается в документе, в 2008-2009 годах количество российских компаний-импортеров сократилось с 19 до 9, а в 2010-2012 годах соответствующим образом уменьшилось и количество вьетнамских экспортеров. При этом львиная доля поставок (более 60%) приходилась на две российские и две вьетнамские компании, которые фактически диктовали свои условия рынку. Комиссией установлено, что председатель VASEP господин Зыонг Нгок Минь одновременно входил в состав руководства вьетнамских заводов-экспортеров, осуществлявших экспорт пангасиуса в РФ.
"Есть основания предполагать, что между двумя ассоциациями существовало антиконкурентное соглашение по ограничению количества участников рынка, которое квалифицируется нашим законодательством как иное соглашение, не относящееся к картелям. Поэтому было принято решение выделить его в отдельное дело",— пояснил заместитель руководителя ФАС Александр Кинев.
Расследование в отношении ряда российских компаний по подозрению в картельном сговоре по поставкам пангасиуса из Вьетнама ФАС начала в декабре прошлого года (см. "Ъ" от 12 декабря 2012 года). По его результатам виновными в организации сговора были признаны ЗАО "Русская рыбная компания" (входит в ГК "Русское море"), ООО АМИФИШ, ООО "Мега Лайн" и АПТПРР как координатор этой деятельности. Им выдано предписание об устранении нарушения, а материалы дела переданы в МВД. Поставки пангасиуса в 2012 году составили около 20 тыс. тонн на общую сумму 1,24 млрд руб. Как отмечается в материалах ФАС, с 2008 года объем ввоза этого вида рыбы из Вьетнама сократился в пять раз.
Это уже второе картельное дело ФАС, виновными по которому признаны члены АПТПРР. В июле антимонопольная служба завершила в отношении них аналогичное расследование по поставкам семги и форели из Норвегии, получившее скандальную известность благодаря тому, что к делу в качестве ответчика был привлечен Россельхознадзор.
"На мой взгляд, ФАС путает конкуренцию и методы конкуренции. Благодаря нашим активным действиям совместно с вьетнамской стороной нам удалось уменьшить поставки мороженой рыбы с завышенным содержанием глазури из Вьетнама. Теперь из-за расследования эта работа пошла насмарку",— говорит и. о. президента АПТПРР Виталий Корнев. По его словам, ассоциация намерена оспаривать решение ФАС в суде.