Российские рыбаки решили обходить стороной «Фукусиму»
В ближайшее время рыбаки намерены обратиться в Росрыболовство с просьбой организовать ледовое сопровождение для транспортировки уловов в российские порты через пролив Лаперуза, рассказал РБК daily президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. «Мы хотим, чтобы суда не проходили Сангарский пролив (между японскими островами Хонсю и Хоккайдо), а проходили севернее, через пролив Лаперуза (между Хоккайдо и Сахалином)», - говорит он.
При прохождении Сангарского пролива существует определенный риск заражения радиацией транспортируемой рыбы, хотя она и находится в трюмах, объясняет эксперт. При изменении маршрута на пролив Лаперуза, исходя из данных о движении радиационного облака, этот риск минимален, добавляет он.
Сейчас облако движется от восточного побережья Японии в центральную часть Тихого океана, говорит г-н Зверев. Практически весь российский промысел (около 90%) сконцентрирован между 50 и 60 градусами северной широты - это в прямо противоположной стороне от того места, куда сейчас движется радиоактивное облако. Расстояние составляет 1500-1800 км.
В ближайшие дни рыбаки намерены провести тестовые радиологические исследования в отношении доставленной на российский берег рыбы, добытой в Охотском и Беринговом морях, чтобы убедиться в безопасности этого промыслового района, заявил г-н Зверев.
Заражена ли рыба радиацией, никто говорить сейчас не берется. «У нас нет данных о том, что рыба заражена. Скорее всего таких данных просто нет», - заявил РБК daily руководитель энергетической группы российского отделения Greenpeace Владимир Чуйков. В случае попадания радиации в море в рыбу она перейдет через планктон, и каждый следующий этап цепочки на порядок увеличивает концентрацию радиации, говорит эксперт.
По словам замдиректора Института океанологии РАН по экологии морей и океанов Михаила Флинта, морские биоресурсы крайне восприимчивы к радиоактивному загрязнению. «Тяжелые металлы легко аккумулируются в организмах морских моллюсков, достигая уровня, превышающего нахождение этих металлов в окружающей среде в 20-40 раз», - заявил он РБК daily. Потенциально самой чувствительной к радиации может оказаться донная фауна, служащая кормом для промысловых рыб: моллюски, черви. «Если радиация попадет в море вместе с водой с АЭС, то степень заражения окажется не столь существенной, - отмечает г-н Флинт. - Если радиация попадет в форме взвеси, то она осядет на дно, что гораздо хуже».
С большой вероятностью можно говорить, что серьезного заражения российской рыбы быть не может, поскольку выбросы были в атмосферу, а не в море, отметил руководитель морской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Згуровский. «Сейчас разговоры о заражении российской рыбы попахивают спекуляцией», - уверен эксперт. Однако это не снимает необходимости мониторить ситуацию, заявил он. Если процессы будут продолжаться и усиливаться, то последствия могут оказаться самыми негативными.
Однако Росрыболовство не видит опасности радиационного заражения рыбы на Дальнем Востоке. По словам руководителя службы Андрея Крайнего, ближе к островам, где произошло землетрясение, российские рыбаки вылавливают лемонему только осенью, а лосось обитает за сотни миль от места катастрофы.



















